В нашей работе показано, что гипноз является эффективным физиологическим методом изучения высшей нервной деятельности человека, в том числе и учения академика А.А. Ухтомского о доминанте. На основании научного исследования доказано, что доминанта в гипнозе обладает особыми свойствами формироваться сразу и надолго по приказу гипнотизера и сразу подавляет и превосходит все остальные доминанты, эта доминанта названа нами доминанта гипноза.
В экспозиции Мемориального музея академика А.А. Ухтомского (г. Рыбинск, Ярославская область) отражена его жизнь на протяжении долгих лет детства и юности. Один из экспонатов - фотография А.А. Ухтомского в период его работы над магистерской диссертацией «Космологическое доказательство Бытия Божия» (по окончании Московской Духовной академии). В музее представлена картина кисти А.А. Ухтомского «Св. Алексей - человек Божий». Дальнейшая судьба А.А. Ухтомского - физиолога, академика РАН - во многом отражена в обширной библиотеке, переданной музею из Санкт-Петербурга после смерти ученого во время блокады Ленинграда. Вопросы нравственности, волновавшие ученого все годы, отражены в книгах, изданных с помощью сотрудников музея: «Интуиция совести», «Заслуженный собеседник», «Доминанта души».
В статье представлена биография Алексея Алексеевича Ухтомского - российского физиолога, философа, религиозного деятеля. Описывается детство ученого, которое прошло в Рыбинске, особенности воспитания, обучение в трех учебных заведениях: кадетском корпусе, духовной академии, Санкт-Петербургском Университете. Показаны основные этапы работы в области физиологии на основе анализа статей, стенограмм выступлений и переписки. В статье также рассмотрена религиозная деятельность А.А. Ухтомского.
В статье прослеживается биография уроженца г. Рыбинска Владимира Васильевича Савича (1874-1936) - известного физиолога, эндокринолога и фармаколога, ученика и сотрудника И.П. Павлова. В Рыбинской мужской гимназии он учился в одном классе с будущим академиком-физиологом Алексеем Алексеевичем Ухтомским (1875-1942). Земляки часто встречались в Санкт-Петербурге (Петрограде, Ленинграде) и вели очную и заочную полемику по научным вопросам.
Выявляются реалистические основания теории доминанты А.А. Ухтомского, известного русского физиолога конца XIX - начала XX в. Осмысливается тезис о том, что естественное устройство организма позволяет сформировать необходимые доминанты, с тем чтобы приблизить человеческое общество к нравственному идеалу. В исследовательской литературе традиционно излагаются этико-философские идеи мыслителя, а именно теория «Заслуженного собеседника» и «Доминанта на другое лицо». На основе анализа архивных материалов и эпистолярного наследия ученого рассматриваются эпистемологические аспекты философской концепции Ухтомского. Предлагается расширенное понимание теории доминанты - предпринимается попытка трактовать ее в контексте реалистического мировоззрения. Дается краткая характеристика реализма как научно ориентированной тенденции в русской философии. Отмечаются такие важные черты реалистического умонастроения, как апелляция к конкретным фактам действительности, точным методам науки, диалектическая трактовка материи, постулирование божественного как реально существующего. Изложены основные суждения мыслителя, обосновывающие реальность идеального. В качестве системообразующих выдвигаются такие концепты, как «природа» (формальное основание реального), «опыт» (наличное бытие), «естественное» (существующее необходимо), «идеальное» (действительность, не сводимая к вещественному субстрату). В заключение предлагается философская трактовка идеи доминанты как естественного механизма, который связывает, а не противопоставляет реальное и идеальное в конкретном опыте познания человеком окружающей действительности.
Статья посвящена сопоставлению взглядов на психологию двух выдающихся представителей русской физиологической школы И.П.Павлова и А.А.Ухтомского. Поскольку отношение выдающихся ученых к психологии как науке в значительной степени мистифицировано, в статье обосновывается позиция, что обоих ученых можно рассматривать не только как выдающихся физиологов, но и как представителей психологической науки, которые пытались реализовать совершенно различные, но тем не менее психологические программы. Статья содержит попытку реконструировать в самых общих чертах представления выдающихся российских ученых о психологии и перспективах ее разработки.
Проанализированы концептуальные истоки постнеклассического мышления в отечественной психологии. В качестве конкретной цели методологического исследования выступает реконструкция идей А.А. Ухтомского, содержащих положительную эвристику для эпистемологического корпуса системной антропологической психологии. Автор раскрывает их описательно-конструктивный потенциал и применяет в целях рефлексивно-методологической амплификации профессионального мышления. В качестве наиболее эвристичных для постнекласической психологии идей А.А. Ухтомского рассматриваются концепты «доминанта», «хронотоп», представления о темпоральном характере смыслополагания, проектно-конституирующем характере психического отражения, жизненно-аффективном измерении человеческого мышления, неравновесности живой психологической системы.
Творчество Алексея Алексеевича Ухтомского (1875–1942) выходит далеко за пределы чисто физиологического знания и являет собой редчайшую, но столь значимую сегодня попытку рассмотрения человека как единого целого, в контексте его биологического, социального и духовного существования. В настоящее время концепция Ухтомского о природе человека, предвосхищающая ряд направлений современных исследований, позволяет не просто глубже понять природу человеческого сознания и механизмы поведения, но по праву считается одной из наиболее перспективных в области человековедения. Она служит примером комплексного, системного подхода к изучению важнейших детерминант жизнедеятельности человека и во многом знаменует смену научных парадигм.
Рассматривается фундаментальная роль православия в создании и концептуализации А.А. Ухтомским психофизиологического принципа доминанты. Жизненная цель Ухтомского - преодолеть антагонизм между религией и наукой и объединить эти «два лабораторных пути» для достижения единой высшей Правды. На основе дневников, переписки, лаборатурных тетрадей, и помет на полях книг Ухтомского, анализируется развитие его подхода к этой цели по мере развития и переплетения его личной религиозной и научной жизни. Рассмотрены четыре центральных момента в жизни Ухтомского. 1. (1894-1900). Постановка главной цели в Московской духовной академии, соединение Ухтомским физиологического метода (под влиянием философа Р. Авенариуса) и «нового мышления» в богословии в исследовании «органа религии» и религиозного опыта. 2. (1900-1911). Взаимное переплетение«двух путей» Ухтомского в работе над статьями о церковном пении и диссертацией по физиологии координации нервных процессов. Метафора «внимание нервной системы», возникшая в процессе чтения святоотеческих текстов для статьи о церковном пении, разрешила главную концептуальную проблему в диссертации по физиологии. 3. (1911-1921) Преодоление духовного кризиса посредством интенсивной молитвы и чтения творений святых отцов. Интеграция подхода к «вниманию» и динамике духа и тела с православным учением о грехопадении и Спасении, значение «владычественного ума». 4. (1921-1927). Соединение экспериментальной работы с результатами духовных исканий в концепции научного-религиозного принципа доминанты. Доминанта как интегральный, целостный психофизиологический принцип взамен механистической концепции рефлекса, ее роль в эпистомологии человеческого опыта, как ориентира в человеческих взаимоотношениях и для ее автора - как научное обоснование святоотеческому учению о молитве, грехопадении и борьбе человека на пути к Спасению. Замена «воли» «вниманием» и затем «доминантой» и интеграция, в конечном итоге, «двух путей» Ухтомского к высшей Правде.
В данной статье автор исходит из концептуального разворота культурно-исторической эпистемологии к личному, историческому и социальному опыту представителя интеллектуальной культуры (ученого, философа) и к его пониманию и переосмыслению собственных методологических установок. Проводится мысль о том, что культурно-историческая эпистемология позволяет представить естественнонаучную и философскую индивидуальную рефлексию как специфическую составляющую разработки инструментария, способного фиксировать и оценивать методологическую эффективность направлений исследовательской деятельности с учетом индивидуального познавательного опыта. Для этого автор обращается к теме автобиографического нарратива - повествования, содержащего личный опыт переосмысления работающим ученым собственных методологических установок. Специфический характер эго-документов, тем более, эго-текстов естественнонаучного профиля в данном случае подкрепляется идеями культурно-исторической эпистемологии. Ученый обращен на Другого, в себе ли самом, или же в нарративе. И здесь происходит концептуальное смешение научной методологии и автобиографического нарратива. В качестве основного материала, раскрывающего смысл вышеописанной идеи, выбраны эго-тексты А.А. Ухтомского - его заметки в записных книжках, переписка и воспоминания. Осмысливая судьбы отечественной и зарубежной науки, прекрасно представляя себе дальнейшее развитие множеств «систем знания», Ухтомский видел за этим процессом живого человека - Собеседника. Необходимость сохранить перед собой этот образ, сохранить Доминанту на лицо другого, эту внутреннюю направленность, Ухтомский выводит на концептуально более высокий уровень. Нарратив в данном случае рассматривается как тип рефлексии, позволяющий эксплицировать и дать личную оценку эффективности методологических установок, на основании которых ученый выбирает те или иные направления исследований.