Открытый механизм
планирования, формирования и контроля открытой полнотекстовой электронной библиотеки
OREL
Российской государственной библиотеки

Костинский А.Ю., Перли Б.С., Шварцман М.Е.

(Российская государственная библиотека, Москва)

Резюме

В настоящей работе представлены теоретические предпосылки и первые экспериментальные результаты создания открытой полнотекстовой электронной библиотеки в Российской государственной библиотеке (бывшей Государственной библиотеке им. В.И.Ленина). Представлена гипотеза активного и равноправного включения клиента в процесс планирования, создания и контроля цифровой библиотеки. Описаны первые обнадеживающие экспериментальные результаты взаимодействия сотрудников Библиотеки и клиентов (по большей части удаленных) в процессе выработки стратегии, планирования и контроля.

 

Теоретические предпосылки

Объем мировой информации растет экспоненциально (по разным данным он удваивается за период от 3 до 7 лет). Чтобы соответствовать запросам времени, библиотеки в интересах конечного потребителя - клиента объединяются в огромную распределенную библиотеку.

Но, по нашему мнению, этого уже недостаточно.

Наступил момент, когда для адекватного взаимодействия с рынком информационных услуг и успешного управления преобразованием библиотек в процесс выработки стратегии, планирования и контроля необходимо включить клиента. Клиент должен стать не только потребителем информации, но и партнером, соавтором создания, комплектования и диагностики электронных библиотечных ресурсов.

Нам кажется, что наиболее удачен для маркетинга развивающихся цифровых библиотек подход, получивший название максимаркетинга [1]. Этот принцип лег в основу нашей экспериментальной методики.

Экспериментальные результаты

Ниже представлены первые шаги пилотного проекта открытой электронной полнотекстовой библиотеки – OREL (Open Russian Electronic Library) в РГБ (бывшей Государственной библиотеке имени В.И.Ленина).

Работа была начата 3 февраля 1999 года под влиянием широкого обсуждения библиотечных проблем на конференции в Санкт-Петербурге “Интернет, Общество, Личность – 99”. Опираясь на наш опыт работы с российскими филиалами крупных международных корпораций, нами было принято решение разработать концепцию, включающую Интернет в процесс создания и функционирования открытой цифровой библиотеки.

Уже на первой стадии избранный подход оказал большое формирующее влияние, позволив отказаться от нескольких стереотипных представлений. “Выйти за пределы наших представлений, какова бы ни была их природа, очень трудно. Поэтому, чтобы расширить такие пределы, мы зачастую нуждаемся в помощи других людей, которые не разделяют этих представлений. Чем больше различаются взгляды на проблему, тем больше альтернативных путей ее решения может быть предложено” [2].

Первый шаг (17 февраля 1999) – рассылка первоначального пакета документов, содержавших основные принципы создания цифровой библиотеки наиболее известным обладателям частных электронных библиотек c предложением сотрудничества как в комплектовании библиотеки, так и в создании ее структуры.

Второй шаг (17 февраля – 1 марта 1999) – первоначальное обсуждение в личных встречах и электронной переписке основных целей и задач цифровой библиотеки и выработка схемы взаимодействия между Библиотекой и владельцами частных библиотек. Затрагиваются идеологические, организационные, юридические и технические вопросы. Упор делается на схему поиска и классификации текстов. Уже на этом этапе был получен неожиданный результат - из 15 самых крупных и интересных открытых частных библиотек согласием ответили 13. Две оставшихся тоже не отказались, но попросили время на размышление.

Третий шаг – (1 марта –15 марта 1999) на основе первого обсуждения составляется план пилотного проекта OREL и выставляется для всеобщего обозрения на вновь организованный сайт Ошибка! Источник ссылки не найден.. Реклама нашего сайта появилась на других сайтах. В него были включены новые услуги, которые отражали потребности создателей частных библиотек и отдельных читателей. Также по результатам обсуждения была скорректирована структура Web – узла OREL.

Кроме алфавитного каталога файлов по авторам и названиям была предложена для систематизации полученных файлов-книг разработанная в РГБ ББК (Библиотечно – Библиографическая классификация), копирайт на которую принадлежит РГБ. Кроме этого, все вошедшие в OREL частные цифровые библиотеки в виде “зеркал” отражаются в нашем каталоге частных коллекций.

Был обнародован проект еще одного каталога – Гипертекстового, включающего в каждом разделе обзорную статью, хронологию, словарик и биографии наиболее важных лиц раздела. Доступ к текстам предполагается осуществлять как из статей, так и через собственный алфавитный каталог. (Смотри подробнее приложение к данной статье).

Четвертый шаг (15 марта – 15 мая 1999) – наполнение OREL электронными текстами и распределение их в соответствии с ББК и гиперстекстовому принципу.

В настоящее время без финансовых затрат нами получено согласие на передачу нам текстов десяти тысяч документов с требуемым объемом памяти – 8 гигабайт.

Пятый шаг (май–июнь 1999) – обращение ко всем людям Сети и организациям с просьбой помочь отобрать тексты для первоочередного сканирования. Создается клуб (сообщество) OREL. Благодаря ему исследуется, какие потребности клиентов являются первоочередными. Клиенты становятся заинтересованными участниками команды, создающей Библиотеку.

Шестой шаг (май-июнь 1999) – публикуются и обсуждаются присланные списки наиболее необходимых книг. К этой проблеме подключаются авторы, книги которых вошли в этот список. Таким образом и авторы становятся заинтересованными участниками процесса, вовлеченными Библиотекой в обсуждение различных вопросов. Некоторые из них, общаясь прямо с читателями, возможно, разрешат открытую публикацию своих текстов. Ко всему сообществу Библиотека обращается с просьбой помочь оцифровать избранные экспертами книги. Разрабатывается система призов и поощрений, основанная на бесплатном или льготном доступе к ресурсам РГБ для всех удаленных клиентов цифровой библиотеки.

Седьмой шаг (май–июнь 1999) – при Библиотеке создается открытый класс сканирования, где вместе с платными услугами будет бесплатно предоставляться доступ к сканерам для тех, кто захочет сканировать избранные ранее экспертами книги. Для активных участников в качестве поощрения предусмотрено сканирование книг для собственных нужд с обязательством оставлять отсканированные тексты в Библиотеке. Таким образом пополняется фонд, пусть и не такими популярными текстами, но также выбранными читателями, и осуществляется поощрение и закрепление связей с наиболее активными из них.

Восьмой шаг (конец 1999) – опробованная и скорректированная схема предлагается для тестирования в несколько других заинтересованных библиотек, связанных через Интернет.

Девятый шаг (вторая половина 1999) – часть материалов, на которые не получено разрешение на открытую публикацию, остаются во внутрибиблиотечном электронном доступе без возможности копирования. Они распространяются на CD-ROM в другие библиотеки.

Десятый шаг (ориентировочно середина 2000) – организуется подписка на созданные платные ресурсы. При этом делаются значительные скидки активным участникам проекта.

Итак можно оценить некоторые первые результаты.

Большинство деятелей Интернет – русского библиотечного сообщества - согласилось сотрудничать с Библиотекой и передать ей свои материалы безвозмездно. Таким образом, формируется первоначальный фонд цифровой библиотеки с достаточным для пилотного проекта объемом. Этот фонд сможет помочь апробировать основные структурные, юридические и организационные вопросы на реальном материале. Во время обсуждения с большим количеством корреспондентов основных принципов создания и функционирования ЭБ многие вопросы предстали перед нами в другом свете, а некоторые вообще возникли впервые. Это помогает нам согласовать стратегию с запросами клиентов. Сложился неформальный и очень активный круг помощников цифровой библиотеки, помощь которых ощутима уже на первом этапе.

Надо сказать, что одной из причин выбора нами такой стратегии получения первоначальных файлов было также и крайне недостаточное финансирование в России новых направлений развития библиотек. Но мы не приводили этот довод как основной, так как большинство использованных в теоретических предпосылках принципов базируется на положениях, сформулированных на исследовании корпораций, функционирующих в зарубежных экономиках.

Мы считаем, что даже первые наши результаты могут послужить почвой для размышления о формах маркетинга и стимулирования продаж в области информационных услуг. Неформальные университетские сообщества и различные общества по интересам смогут стать интересными партнерами и клиентами цифровых библиотек.

Следовательно, на этом этапе подтвердились многие предположения, которые легли в основу концепции построения цифровой библиотеки РГБ. Мы будем продолжать двигаться по этому пути, и приглашаем всех к сотрудничеству. Мы открыты для любых предложений и экспериментов. Пишите нам Ошибка! Источник ссылки не найден..

Благодарности.

Мы благодарны Славе Алексееву, Борису Бердичевскому, Александру Даниэлю, Олегу “Ciassic”, Анатолию Левенчуку, Максиму Мошкову, Никитенко, Фельдманам Якову и Елене, Алексею Цветкову, Марии Школьниковой, Александру Шкробу, Михаилу Эпштейну, Lena Zhemkova, Моника Зигберт.

Цитируемые источники:

[1] Stan Rapp, Thomas L. Collins. The New Maximarketing. New York,

McGraw Hills, 1996.

[2] Russel L. Ackoff. Creating the Corporate Future. New York, John Wiley &

Sons, 1981.