Электронные издания и электронные библиотеки: проблемы и задачи.

В.А. Цветкова, к..т.н.

(Всероссийский институт научной и технической информации)

Электронные издания за последнее десятилетие развиваются очень быстрыми темпами. Они стали важнейшим источником информации во всех областях науки и техники. По данным [1] в мире издается около 8 тыс. наименований журналов в электронной форме. Из них более 6,5 тыс. выпускаются одновременно в печатной и электронной формах, более 2,2 тыс. распространяются на CD ROM.

Относительного будущего для электронных журналов существуют разные мнения. Наиболее полно они сформулированы в работе [2]. В первом случае все электронные журналы делятся на коммерческие и научные, их суммарное число прогнозируется на уровне 130 тыс. наименований. Затраты на производство электронных журналов по сравнению с традиционными снижаются на 70-90%, поэтому предлагается всем ученым готовить свои работы в электронной форме для распространения по Интернет. Во втором высказывается сомнение в интеллектуальном качестве электронных публикаций по сравнению с традиционными и обосновывается сложность их включения в фонды библиотек и отражения в реферативных изданиях. Тем не менее, рекомендуется публиковать статьи в электронных изданиях с целью повышения их авторитета. Третье мнение содержит контраргументы относительно стоимости электронных журналов, которые заключаются в том, что электронные издания не будут существенно отличаться от традиционных, кроме того, неясно, бесплатно или нет будут предоставляться научной общественности электронные журналы по телекоммуникационным сетям.

Опыт работы с электронными изданиями ВИНИТИ показывает, что цены на электронные журналы, если учесть все затраты на их подготовку и поддержку, не могут сильно отличаться от традиционных. Тем не менее, это не является сдерживающим фактором для производства и распространения электронных изданий, поскольку этому способствует простота и оперативность получения информации. Достаточно серьезной проблемой становится проблема архивного (библиотечного) хранения электронных изданий, особенно в тех случаях, когда издание существует исключительно в телекоммуникационной среде.

В результате мир оказался перед проблемой создания электронных библиотек и создания простых и доступных для любого потребителя технологий для работы с электронными изданиями. Процесс интеграции электронных форм с традиционными идет быстрыми темпами. Участники процесса коммуникации электронных изданий – издатели, подписные агентства, службы вторичной информации, – имея целью выжить, берут на себя функции библиотек, используя при этом различные схемы агрегации информации или доступа к ней.

Электронные издания выдвигают проблемы, связанные с их коммуникацией. Можно рассмотреть следующие направления, в которых этот процесс может развиваться:

- “Данные свободны” – эта модель, на первый взгляд, очень благоприятна для пользователей, но она ведет к вырождению обслуживания как такового, не способствует оценке качества предлагаемых продуктов, а значит и не способствует развитию информационных продуктов и услуг и форм обслуживания;

- Объединение печатных изданий с диалоговым доступом к ним – по этому пути уже пошли некоторые издательства, поскольку в этом случае сохраняется доход.

- Предоставление изданий только в диалоговом доступе – потенциально стоимость уменьшается, пользователь свободен в выборе форм работы с изданием, но создаются проблемы сохранности фондов, создания ретроспективных массивов, особенно для библиотек, кроме того, пользователь, не имеющий доступа к сетевым ресурсам (традиционный читатель), полностью теряет доступ к этим изданиям;

Последнее направление, как показала практика, позволяет в наибольшей степени учесть интересы потребителей и минимизировать затраты на весь технологический процесс. Именно это направление используется в ВИНИТИ, который предлагает потребителям Реферативный журнал по подписке в печатной форме, версию-аналог в электронной форме, фрагменты базы данных по соответствующей тематике, а также базы данных в диалоговом доступе (сеть Internet).

С целью упрощения работы с электронными изданиями издательство Blackwell (США) [4] выпустило навигатор по электронным журналам, который существенно облегчает получение информации и контроль за подпиской на все электронные журналы. Доступ к навигатору осуществляется через WWW c помощью поисковых средств Netscape и не требует специального программного обеспечения.

Существует опасение, что предоставление информации с помощью WWW может сильно уменьшить потребность в традиционных формах предоставления информации [5]. Однако реальная ситуация показывает, что благодаря размещению информации на WWW часто удается увеличить число подписчиков как на традиционные формы информационных продуктов и услуг так и на электронные. Столь быстрое развитие электронных изданий привело к необходимости интеграции традиционных публикаций с электронными в рамках библиотек, которые выполняют социальную функцию в распространении информации, работая с индивидуальными потребителями. В связи с этими процессами в начале 90-х годов появилось понятие “электронной библиотеки”, хотя точного определения этого термина до настоящего времени не сформировалось. Первая электронная библиотека начала создаваться в 1991 г. на базе библиотеки Лос-Аламосской Национальной лаборатории (США) [6]. Разработчики этой библиотеки определяют ее следующим образом: “Библиотека как большое здание с полками, полными книг, - это вчерашний день. Сегодня она должна стать информационным хранилищем, не имеющим ни малейшего отношения к стеллажам с книгами”. Слово “библиотека” будет означать удаленный доступ к информации, где бы она не хранилась при помощи современных компьютерных технологий. Словосочетание “цифровая библиотека” прочно войдет в жизнь”.

С точки зрения авторов работы [7] электронная библиотека представляет собой совокупность информационных изданий, баз данных и других электронных продуктов, объединенных единым электронным каталогом, технологических и технических средств, обеспечивающих доступ к этим информационным ресурсам для любых пользователей. При этом может и должен реализовываться принцип распределенного хранения информационных ресурсов.

Независимо от того, кто из участников системы коммуникации - традиционная библиотека, информационный центр, подписное агентство, издательство - берут на себя функцию по созданию электронной библиотеки, основной задачей остается обслуживание широкого контингента конечных пользователей, читателей, на основе прямого доступа или многообразия средств доставки информации.

В задачи электронной библиотеки входит:

Вместе с тем, создание электронной библиотеки, как одного из элементов системы коммуникации электронных изданий порождает ряд проблем, от решения которых в значительной степени зависит развитие этого направления, а именно:

а. предоставление материалов для читателей, не имеющих возможности работать с электронными продуктами или доступа к сетевым технологиям. Учитывая, что значительная часть читателей в мире не имеет таких возможностей, можно с уверенностью говорить о том, что электронная информация значительный период времени не будет доступна широкой публике;

б. нежелание значительной части пользователей отказаться от твердой копии.

а. обеспечение работы с материалами, подготовленными в разной программной среде и на разных типах компьютеров - проблема программной и аппаратной совместимости,

б. архивное хранение в условиях быстроменяющихся поколений компьютеров, программных продуктов и видов носителей, может привести к тому, что зависимость от конкретной программно-технологической среды сделает многие материалы недоступными, или потребует дополнительных затрат на постоянное конвертирование с учетом требований новых информационных технологий. Примером может служит опыт службы UMI, которая хранит значительную часть материалов не в оцифрованном виде, а в форме микрофиш, что позволяет сохранить относительную независимость от быстро меняющейся компьютерной и программной среды,

Важным остается вопрос взаимодействия библиотек и издателей. Здесь можно предложить следующие модели взаимодействия:

. издатели бесплатно предоставляют электронные издания библиотекам,

. издатели предоставляют платную печатную версию и бесплатную электронную,

. издатели предоставляют за плату каждый материал (статью).

Во всех случаях, издатели хотят продать материал, а библиотеки предложить и распространить его с широкой среде пользователей, но при этом политика цен должна формироваться таким образом, чтобы не запрещать, а поощрять использование информации.

В России в рамках новой редакции Закона об обязательном экземпляре, делается попытка для обеспечения сохранности информационного ресурса России, обязать издателей передавать хотя бы один экземпляр электронного продукта в соответствующий центр-депозитарий. Это один из возможных путей обеспечения сохранности электронных продуктов. Но при этом вопросы интеллектуальной собственности и защиты авторских прав требуют своего более четкого определения.

Несмотря на проблемы, связанные со становлением нового направления, “электронные библиотеки” становятся реальностью и они призваны сыграть определяющую роль в развитии системы коммуникации электронных продуктов.

Литература

1. Ulrich’s International Periodicals Directory/ - 21 th ed. – New York: Bowker, 1997/

  1. Electronic publishing: A subversive proposal, an even more subversive proposal, and a counter argument / keenan Stella // Online and CD ROM Rew. – 1996. –20,N2. – C.93-94.

  2. Печатные средства информации в 2010 году. Больше? ... Меньше?... Исчезнут?: Доклад на конференции профессорско-преподавательского состава МГУП / Фирма Гейдельберг; Г. Медорн. - М., 1997. - 97 с.

  3. The Electronic Journal Navigator // Interlend. And Doc. Supply. - 1997/ - 25, 4/ - C 193.

    5. Электронная коммерция сегодня. Материалы семинара Центра информационных технологий. М. МГУ. 1998. URL:http://www/citmgu.ru

  4. Лисандро Р. Рамос. Сеть, которую давно ждали. LAN MAGAZINE\Русское издание. № 4, 1995 г. с. 89-91.

6. Залаев Г.З., Цветкова В.А. Электронная библиотека: опыт создания на примере научно-технической информации Государственного архивного фонда. - 4-ая Междунар. конференция “НТИ-99. Интеграция. Информационные технологии. Телекоммуникации”. - М. ВИНИТИ. 17-19 марта 1999 г. с. 97-98.