Концепция использования Internet-технологий в виртуально-тренинговых средствах обучения

В.П. Варакин, Н.М. Легонькова, Е.А. Черткова

Московский Банковский Институт (МБИ)

Эффективность воздействия учебного материала на студенческую аудиторию во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения.

Одним из таких приемов, широко используемых в настоящее время для устных выступлений, являются компьютерные презентации, позволяющие акцентировать внимание аудитории на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций и т. п.

Использование компьютерных презентаций в учебном процессе, сопровождается рядом сдерживающих объективных и субъективных факторов: отсутствие готовых учебных презентаций, ориентированных на конкретные предметы, недостаточно высокая информационная подготовка преподавателей-предметников, не позволяющая им самостоятельно разработать или адаптировать презентацию к своим лекционным или практическим занятиям.

Следует, однако, подчеркнуть наличие в настоящее время важного объективного фактора для широкого внедрения компьютерных презентаций в учебный процесс, а именно: наличие программного средства, позволяющего непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами. Таким программным средством является Microsoft PowerPoint.

С появлением в 1987 г. программа Microsoft PowerPoint положила начало новому подходу к представлению (презентации) материалов, предназначенных для публичного представления. Была предложена концепция презентации как единой совокупности слайдов в противовес созданию и использованию их по отдельности. Каждая следующая версия программы вносила свой вклад в развитие этой идеи, а также в совершенствование средств работы с презентациями.

Microsoft PowerPoint для Windows 95/98 добавляет десятки новых средств, превращающих создание презентации в простой и интуитивно понятный процесс. Эта программа имеет сходные с другими приложениями Microsoft Office 95/97 элементы интерфейса и аналогичные методы работы, поддерживает общий обмен информацией, используемый Microsoft Office, так что передача текста, графики и числовых данных из этих приложений в создаваемую в PowerPoint презентацию не представляет для создателя презентации затруднений.

На кафедре информатизации банковского дела Московского банковского института (МБИ) для преподавателей разработан спецкурс “Создание компьютерных презентаций для учебного процесса”. Целью данного курса явилось обучение технологии создания компьютерных презентаций для различного вида учебных занятий со студентами.

Основными направлениями разработки компьютерных презентаций в МБИ являются:

 

INTERNET в процессе своего развития активизировала и органически включила в сферу своих функций использование целого ряда технологий, к числу которых можно отнести:

Все эти технологии представляют несомненный интерес с точки зрения их комплексного применения при создании широкого круга приложений, в том числе и обучающих систем. Информационные инфраструктуры на базе Internet /Intranet – технологий с учетом использования открытых систем, стандартных протоколов и средств доступа могут послужить надежной основой для создания виртуальных информационных сред единого образовательного пространства.

Одной из основных технологий, используемых при разработке программных компонентов WWW-приложений, является технология клиент-сервер. Архитектура клиент/сервер ориентирована на распределение логики прикладной программы по автономным компонентам, каждый из которых выполняет функции либо обслуживающего, либо обслуживаемого. В этом состоит ее основное отличие от альтернативных архитектур: централизованной и файл-серверной.

В настоящее время наиболее прогрессивной технологией для построения корпоративных информационных систем (ИС) является технология Intranet, учитывающая особенности архитектуры клиент/сервер.

Термин Intranet обозначает использование технологий (в том числе и технологии WWW) и протоколов, разработанных для глобальной сети Internet, в закрытой корпоративной сети.

Применение технологии WWW имеет следующие преимущества:

Таким образом, внедрение INTERNET- технологий позволяет создать единую информационно-программную среду обеспечивающую эффективное решение многих задач, связанных как с самим процессом обучения, так и с его обеспечением.

Реализация режима Intranet в среде закрытой корпоративной сети, охватывающей учебный центр, позволяет развернуть целевые системы-тренажеры, имитирующие работу с WWW-приложениями в глобальной сети.

Непосредственное подключение к INTERNET позволяет:

Наряду со сказанным, на базе INTERNET- классов возможна организация курсов повышения квалификации, где, в зависимости от поставленных задач, слушателями могут быть получены знания не только в области использования INTERNET- ориентированных приложений, но и в области их администрирования и разработки.

На текущий момент лишь отдельные контакты с Internet на некоммерческой основе уже позволили получить материалы по Internet Banking and Commerce, сведения о различных центрах обучения, специализирующихся в области банковской деятельности (в том числе и в среде WWW), а также создать информационную базу по 1600 ведущим банкам мира.

В настоящее время в МБИ действуют несколько локальных сетей, поддерживающих Intranet, которые предполагается объединить в единую сеть Института. В каждой сети функционирует WEB-сервер, обеспечивающий обслуживание компьютеров - клиентов, на которых установлены браузеры Netscape и Internet Explorer. Домашние страницы WEB-сайтов содержат гиперссылки на учебный материал (презентации, головные страницы СD-дисков, страницы, содержащие формы CGI-приложений и.т.д.). Такая организация Intranet в сочетании с использованием LCD проекторов, подключаемых к любому компьютеру сети, позволяет эффективно осуществлять обучение студентов, как в процессе лекций, так и на практических занятиях. В состав CGI-приложений включена информационная система поддерживающая библиографическую базу данных и БД по банкам. В состав программного обеспечения ИС входят следующие компоненты:

Конвертер , реализованный как приложение (*.APP, *.EXE, *.DLL), предназначен для импорта в систему данных из файлов в структуре ISO-2709 (в т.ч. различных модификаций MARC-форматов) и “распакованных” текстовых файлов, состоящих из записей , разделенных специальным терминатором, каждое поле в которых имеет вид < метка поля>[ значение поля] <терминатор поля>. Базы данных состоят из нескольких таблиц и поддерживает связи “один ко многим” и “многие к одному”, а также соединения с SQL сервером. В процессе загрузки формируются индексы, обеспечивающие реализацию доступа при инвертированной организации данных. В случае разрушения БД конвертор обеспечивает возможность её восстановления.

Локальная ИС также представляет собой автономное приложение, выполняющее следующие функции:

ИС , функционирующая в среде INTRANET/INTERNET , представляет собой приложение - сервер, выполняющее запросы пользователя, сформулированные на страницах, формы которых поддерживают CGI-интерфейс. Система обеспечивает авторский поиск, поиск по терминам заглавия и библиографического описания, году издания , ISBN или названию банка. В процессе работы ИС взаимодействует со стандартным WEB-сервером, совместимым с конкретной операционной системой.

ИС носит открытый характер и ее наполнение и программное обеспечение может при необходимости изменяться. В настоящее время ведутся работы по созданию на ее основе аппарата для проведения тестов.

  1. Пол Дж. Перри. Cекреты World Wide Web. -Киев: ДИАЛЕКТИКА , 1996.- 574 с.

  2. Джон Вакка. Секреты безопасности в INTERNET. -Киев: ДИАЛЕКТИКА , 1997.- 505 с.

  3. СУБД. Серверы Баз Данных. 1/97.- М.,1997.- 96 c.

  4. СУБД. Серверы Баз Данных. 2/97.- M.,1997.- 96 c.

  5. Д. Мэтчо Delphi 2. МАСТЕР. Руководство для профессионалов. -С.-П.: “BHV - Санкт- Петербург”,1997.- 739 c.

  6. С. Каратыгин, А. Тихонов, Л. Тихонова. Работа в Visual FoxPro. -М.: БИНОМ, 1997.- 506 c.

  7. LAN. Журнал сетевых решений. Приложение к номеру 5, том 3. -М., 1997.- 56 c.

  8. Сети. Network World. Глобальные сети и телекоммуникации.-M.,1997.-№6.- 128 c.

  9. Стивен Спейнаур, Валери Куэрсиа. Справочник Web-мастера. -Киев: BHV,1997.- 367 c.

  10. Брент Хеслоп, Ларри Бадник. HTML с самого начала. -С.-П.: ПИТЕР, 1997.- 406 с.

  11. Кен Арнольд, Джеймс Гослинг. Язык программирования JAVA. -С.-П.: ПИТЕР, 1997.- 304 с.

  12. Рейсдорф К., Хендерсон К. Освой самостоятельно Borland C ++Builder.- М.: БИНОМ, 1998. - 706 с.

  13. Microsoft TCP/IP: Учебный курс / Пер. с англ. - М.: Издательский отдел "Русская редакция" ТОО "Channel Trading Ltd". - 1998. - 392 с.

  14. Тайц А., Тайц А. CorelXARA 2.0: графика для Internet, офиса и полиграфии. - СПб.:БХВ - 1999. - 336 с.

  15. Габбасов Ю. Internet 2000. - СПб.:БХВ - 1999. - 448 с.

  16. Александровский А.Д. Создание Web-страниц с использованием FrontPage 98 и JavaScript. М.: ДМК, 1998. - 368 с.

  17. Сагман С. Эффективная работа с PowerPoint97. - СПб: Питер, 1997. - 512 с.