Об информационной поддержке

кадрового обеспечения российской науки

Б.М.Герасимов

(ВИМИ)

Вступление в силу в сентябре 1996 г. федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" привело к официальному признанию необходимости реформирования отечественной науки для учета реальных возможностей ее поддержки со стороны современной экономики страны. Была создана Правительственная комиссия по реформированию научной сферы, подготовлена и опубликована Министерством науки и технологий Российской Федерации "Концепция реформирования российской науки на период 1997-2000 гг.", реализуемая "Планом действий", который был утвержден распоряжением Правительства в мае 1998 г. И в этой, и в альтернативной "Концепции", разработанной Гильдией руководителей науки, значительное внимание уделено проблемам быстрого возрастного ухудшения кадров фундаментальной и прикладной науки, остро необходимого притока молодежи [1]. Этим же вопросам была посвящена и научно-практическая конференция "Подготовка и аттестация научных кадров в промышленности", проведенная по поручению Министерства экономики Российской Федерации в мае 1998 г. во Всероссийском НИИ межотраслевой информации (ВИМИ) [2].

Участники конференции, а это были представители около 80 НИИ и КБ оборонных и других наукоемких отраслей промышленности, выразили глубокую озабоченность продолжением упадка российской науки, проявляющегося, в частности, в резком уменьшении числа НИОКР и сокращении их информационного обеспечения, в заметном оттоке из научных организаций квалифицированных кадров и прогрессирующем старении основного звена исследователей и разработчиков, в прекращении регулярного поступления молодых специалистов, существенном снижении набора в отраслевую аспирантуру и числа защит в диссертационных советах НИИ и КБ. Был отмечен недопустимый спад внимания со стороны министерств и ведомств к работе аспирантур и диссертационных советов, должных обеспечивать постоянное сохранение и развитие кадрового потенциала науки по основным научно-техническим и технологическим направлениям. Было предложено в качестве органа по рациональной координации и кооперации организованных (плановых) научных исследований создать Межведомственный координационно-методический совет по научным кадрам (МКМС) с активным участием в нем как ответственных специалистов федеральных органов власти, так и руководителей ведущих НИИ и КБ.

Необходимость постоянного внимания к работе аспирантуры (докторантуры) как организованной формы проведения плановых научных исследований определяется не только значительным числом этих категорий диссертантов и, особенно, их высокой продуктивностью: в 1997 г. в стране было свыше 88,2 тысяч аспирантов и почти 3,2 тысяч докторантов, а из 14,1 тыс. выпущенных из аспирантуры и 0,66 тыс.- из докторантуры соответственно более 25% и 34% защитили свои диссертации [3]. Важно, что эти личные (индивидуальные) научные исследования являются намного более дешевыми в сравнении с "большими" НИОКР, выполняемыми в НПО, НИИ и КБ чаще всего по традиционной тематике. Тематика же диссертаций, как правило, весьма динамична, ее легко направлять методическими рекомендациями ВАК и его органов - диссертационных советов (их насчитывается более 3 тысяч [4]), которые, правда, фактически устранены от этого важнейшего аспекта формирования научного потенциала страны [5].

Инициатива научной общественности по созданию МКМС в силу ее бесспорной актуальности была поддержана рядом министерств (ведомств) – она была доложена на заседании НТС Минэкономики в октябре 1998 г. и одобрена также Миннауки, Минатома, РКА и Минобразования, которые предложили в его состав своих представителей. Предполагается учреждение МКМС совместным приказом Минэкономики и Миннауки, после чего к участию в МКМС будут приглашены также РАН и соответствующие Комитеты Палат Федерального Собрания Российской Федерации.

МКМС конституируется как общественно-государственный консультативный орган по рассмотрению актуальных в современных условиях проблем кадрового обеспечения фундаментальной и прикладной науки, эффективного использования научных кадров для поддержания и роста научно-технического потенциала наукоемкого производства. Подготовленный проект "Положения о МКМС" предусматривает привлечение к его работе руководителей аспирантур и диссертационных советов всех предприятий, организаций и учреждений объединяемых министерств и ведомств: без обмена и обобщения конкретного опыта их работы не могут быть выработаны методы успешной подготовки и аттестации в современных условиях квалифицированных научных кадров, необходимых для сохранения российской науки и ее развития по важнейшим для страны научно-техническим и технологическим направлениям, определяющим роль и место Российской Федерации в мировом сообществе XXI века.

Задачи МКМС включают ряд крупных проблемных вопросов, связанных с организацией научных исследований диссертантов, их информационной поддержки, с продвижением полученных результатов на отечественный и мировой рынки научной продукции и услуг при обязательном сохранении личных авторских прав диссертантов и (это будет впервые!) при соблюдении прав интеллектуальной собственности как самих диссертантов, так и организаций, в структуре и при материально-техническом обеспечении которых выполнялись диссертационные исследования. Конечно, для реализации этого последнего условия требуется соответствующая законодательная база, закрепляющая интеллектуальную (по существу, информационную) собственность в установленных долях за всеми участниками процесса ее создания - за специалистами-разработчиками (в данном случае - диссертантами) и за организациями, без организационной и финансовой поддержки которых никакие научные исследования в современных условиях проведены быть не могут [6].

Первая из стоящих перед МКМС задач должна быть, пожалуй, связана с выявлением и систематизацией с участием широкой научной общественности перечней конкретной актуальной и перспективной проблематики по всем современным научным специальностям, определяемым решениями Миннауки [7]. Такого общего свода рекомендуемой для диссертантов тематики в стране никогда не составлялось, что, собственно, и не позволяло оценивать работу аспирантуры не по формальным признакам (принято - выпущено, в том числе с защитой диссертаций), а по существу, через количество разрабатываемых в каждой из них профильных для данной организации научных проблем. На этой базе станет возможной и рациональная координация и кооперация научных исследований диссертантов по близким и родственным специальностям - для этого достаточно будет организовать регистрацию начинающихся работ в межотраслевых информационных центрах Государственной системы научно-технической информации (как это делается для НИОКР!), а эти центры должны будут взять зарегистрированные темы на свое информационное обслуживание. В эти же центры целесообразно представлять (в копии) и заключения диссертационных советов, принимаемые по каждой защищенной диссертации: в этих заключениях в соответствии с требованиями ВАК излагаются новые научные результаты (естественно, без разработанных know-how!) и рекомендации по их использованию. Такую многопрофильную и весьма обширную базу данных (в 1997 г. ВАК России утвердил в ученых степенях почти 16,5 тысяч кандидатов и докторов наук [3], а всего в архиве ВАК насчитывается 600 тысяч томов аттестационных материалов [4]) можно будет использовать для межотраслевого и межрегионального продвижения этих результатов, для их широкой пропаганды, эффективного маркетинга и достойной коммерциализации на отечественном, стран СНГ и мировой рынках новой научной продукции и услуг.

С учетом реалий сегодняшнего дня эта база данных должна быть электронной, фактографической и комплексной, ориентированной на вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, являющейся содержательной основой кандидатских и докторских диссертаций. Разработка и эксплуатация КЭФ БД "Ресурс" позволит предъявить новейшие достижения диссертантов (а они, пожалуй, наиболее активная и продуктивная часть отечественных ученых в это трудное для российской науки время!) широкой научной общественности, что будет способствовать установлению и расширению (в том числе через Интернет) профессиональных и коммерческих контактов с коллегами в стране и за рубежом, с отечественными предприятиями (организациями), заинтересованными в техническом перевооружении и диверсификации своих производств, с возможными инвесторами наукоемких отраслей промышленности. C предложением о создании КЭФ БД "Ресурс" выступил ГУП "ВИМИ" - федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности, и в настоящее время подготовлен проект распоряжения Правительства РФ по данному вопросу.

Предполагается, что каждому диссертанту, чьи научные результаты включаются в КЭФ БД "Ресурс", будет направляться копия соответствующей информации с предложением опубликовать свое развернутое авторское сообщение для Internet через Международный журнал российских исследователей (МЭЖРИ) - инициатива по его созданию выдвинута Ассоциацией информационных работников [8]. Эту профессионально-общественную структуру, созданную еще в 1990 г., на первом же заседании Координационного совета Государственной системы научно-технической информации, воссоздаваемой в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. N 950, по предложению ВИНИТИ было решено более активно и целенаправленно использовать для координации деятельности как государственных, так и негосударственных органов информации и научно-технических библиотек России, а также для решения ряда других задач ГСНТИ [9].

Существенно, что изложенный комплекс мероприятий не потребует больших бюджетных затрат, но, несомненно, будет способствовать поддержанию и восстановлению кадрового потенциала российской науки, в том числе за счет привлечения к этим социально значимым процессам организационно-технологических возможностей современных информационных систем нашей страны.

 

 

 

 

Литература

1. Б.М.Герасимов, Как реформировать отечественную науку - предварительный сопоставительный анализ двух концепций // Межотраслевая информационная служба, 1998. - № 1. - С.51-54; Новости РФФИ, 1998. - № 3. - С.5-8.

2. Б.М.Герасимов, Научные кадры в промышленности (обзор материалов конференции в ВИМИ, май 1998 г.) // Межотраслевая информационная служба, 1998. - № 2-3. - С.3-14; Бюллетень ГосВАК РФ, 1998. - № 5. - С.40-48; Alma mater (Вестник высшей школы), 1998. - № 9. - С.38-42.

3. Наука России в цифрах (краткий статистический сборник), М., 1998. - С.23,25,

4. Н.В.Карлов, О работе и задачах ГосВАК РФ // Бюллетень ГосВАК РФ, 1998. - № 3. - С.2-9.

5. Б.М.Герасимов, Повысить роль системы аттестации в формировании научного потенциала России // Бюллетень ВАК РФ, 1994. - № 3. - С.34-36

6. В.В.Антипин, Формирование рынка интеллектуальной собственности - новое направление в экономике страны // Межотраслевая информационная служба, 1999. - № 1. - С.22-32.

7. Номенклатура специальностей научных работников // Бюллетень ВАК РФ, 1995. - № 4. - С.4-34

8. Б.М.Герасимов, Ассоциация информационных работников – итоговое заседание Правления АИР // Информационные ресурсы России, 1998. - № 2. - С.32-33.

9. А.И.Черный, Ю.М.Арский, С.П.Яшукова, ГСНТИ как инструмент для реализации государственной информационной политики в России // Материалы 4-й международной конференции "Интеграция. Информационные технологии. Телекоммуникации". - М.,ВИНИТИ, 1999 г. - С.214-217.