Современное информационное обслуживание и новые задачи областной библиотеки.

 

Моисеева С.А.

(Луганская областная библиотека им. А.М. Горького, Луганск, Украина.)

 

Ни для кого не секрет, что в стремительно развивающемся информационном обществе возрастает роль доступности, качества, оперативности получения информации. В данных условиях найти свою информационную нишу - одна из основных задач библиотек. В условиях быстро меняющейся информационной среды тех функций, которые традиционно выполняла библиотека в обществе уже недостаточно. Все больше возрастает роль библиотеки как проводника в мире информации, как учреждения, где можно не только получить на руки книги, но и любые сведения, каким-либо образом связанные с интересующей потребителя темой. В соответствии с этим, сегодняшняя задача библиотекаря - найти абсолютно все: от фактографических данных до адресов тех учреждений, которые могут предоставить необходимые потребителю сведения.

Сегодня в арсенале библиотекаря появилось огромное количество способов добыть информацию как внутри библиотеки, так и за ее пределами. И библиотеки действительно смело бросились осваивать информационные просторы, предоставленные в их распоряжение всемирной компьютерной сетью, БД на электронных носителях, новейшими средствами связи и т.п. Происходит это еще и потому, что изменились и требования потребителя к качеству предоставляемой информации - все большему их количеству, особенно специалистам различных сфер деятельности, научным работникам, необходимо не столько воспользоваться внутренними библиотечными ресурсами, сколько получить информацию из различных источников, при этом аналитически обработанную, т.е. готовую к их профессиональному восприятию.

Попытка привести библиотечное обслуживание в соответствие с демократическими принципами всеобщей доступности информации была предпринята в Луганской ОУНБ им. Горького в 1998 г. с организацией Библиотечно-информационного центра (БИЦ) - структуры, основной задачей которой стала аккумуляция всех инновационных форм библиотечного обслуживания. Центр возник на базе отдела автоматизации и компьютеризации библиотечных процессов, в функции которого входили поддержка ЛВС библиотеки, разработка ПО для рабочих мест библиотекарей, а с 1997 г. с

открытием в библиотеке Internet-узла - обслуживание пользователей всемирной компьютерной сети . Тогда же, в 1998 г. на базе отдела был организован Internet-office - единственное место в городе, где любой его житель а также житель области имел возможность поработать в сети, получить консультацию относительно пользования Internet-ресурсами, подключения к сети у различных провайдеров, возможность получить профильную литературу и т.п.

Полугодовой опыт работы выявил потребителей, интересующихся подобным видом услуг, с определенными запросами, а главное - с совершенно особым требованием к предоставляемой им информации. При этом многие из них не являлись читателями библиотеки ни формально, ни по сути, т.к. не пользовались ресурсами библиотеки, а использовали ее лишь как посредника в информационном пространстве. Многие постоянные читатели также получили возможность дополнить тематику своих исследований с помощью дополнительных ресурсов, особенно это коснулось научного потенциала города и области. Таким образом и родилась идея создания специализированного подразделения, нацеленного прежде всего на так называемого "внешнего" потребителя, находящегося вне числа постоянных читателей, при чем в качестве такового мы рассматриваем как частных лиц, так и организации, всевозможные обьединения, творческие группы.

Сегодня в БИЦ входят: группа организации БД и массивов электронных документов, включающая инженерно-технический состав и программистов; группа маркетинга и рекламы, включает специалистов маркетолога и рекламиста; и группа информаторов, состоящая в основном из профессиональных библиотечных работников. И если первые две рабочих группы работают исключительно в рамках Центра, то группа информаторов обьединяет сотрудников, непосредственно работающих в специализированных структурных подразделениях библиотеки, имеющих большой опыт и возможность работы со специальной отраслевой литературой и отслеживающих информационные потоки и запросы по отраслевой тематике. Хотя деятельность каждой группы регламентирована соответствующими положениями, четкого распределения обязанностей в БИЦ нет. Прежде всего подразделение рассматривается как творческий коллектив специалистов, взаимозаменяющих друг друга. Формой управления была принята сквозная структура подчинения работников, входящих в состав БИЦ и работающих на разных участках, координаторам рабочих групп. Общее руководство Центром осуществляется на уровне заместителя директора библиотеки, выполняющего роль руководителя БИЦ. В своей деятельности Центр использует всевозможные формы работы - от традиционных (ведение библиографического справочного аппарата и справочного обслуживания) до более современных (предоставление фактического материала - ксерокопий, электронных файлов либо их распечаток и т.п.), используя при этом все доступные источники информации, в т.ч. всемирные электронные ресурсы. Популярными у нас стали такие услуги как пользование БД Internet-ресурсов, созданной и поддерживающеся в результате систематизации информации, выявленной в сети, поиск информации по предварительному запросу, возможность ведения деловой переписки по e-mail, заключение договоров на информационное обслуживание. Возрос интерес потребителей к возможности получения электронных копий полных текстов документов через Internet.

Небольшой пока опыт работы показывает, что более всего нуждаются в подобного рода услугах научные работники -аспиранты Вузов, работники проектных групп предприятий различных форм собственности, работники среднего звена управления (прежде всего маркетинговых служб). Наш потребитель сегодня - это не обязательно пришедший к нам физический клиент, но и предприятия, представительства каких-либо организаций, удаленные пользователи, обратившиеся к нам посредством электронной почты. Поиском потенциальных потребителей занимается группа маркетинга, стремящаяся к оценке мировой информационной ситуации, и пытающаяся найти в нем свою информационную нишу.

Информационное обслуживание - лишь одна из функций подразделения. Проводимая сотрудниками БИЦ научная работа: участие в республиканских проектах по информатизации, разработка ПО для библиотеки, анализ эффективности использования электронных БД - все это увеличивает потенциал сотрудников Центра, а следовательно и улучшает качество предоставляемых услуг. В результате активизации работы, направленной на предоставление собственных информационных ресурсов в мировом информационном пространстве (а эта функция также возложена на данное подразделение), значительно расширился круг пользователей нашей библиотеки. Благодаря кропотливой работе над информацией, представленной на библиотечном Web-сервере, нашими абонентами стали научные работники различных сфер деятельности из Португалии, США, Южной Африки, Польши. Характер запросов, как правило, диктуется составом наших пользователей. Их интересует сбор информации для своих научных исследований (от сведений о наличии печатных изданий в мире до информации о конкретных специалистах либо организациях занимающихся родствеными исследованиями и возможности связи и сотрудничества сними), получение нормативных, законодательных материалов. Очень популярны в этой связи всевозможные законодательные БД, БД научно-технической информации, а также всемирно известные БД - такие как MEDLINE и т.п.

Следует заметить, что современные специалисты предъявляют и современные требования к получаемой информации. Им нужна четкая, адресная, систематизированная и аналитически обработанная информация, что в свою очередь требует от работников БИЦ большего профессионализма и обладания навыками реферирования, аналитическогоотбора и обработки информационных ресурсов. Нельзя сказать, что качество предоставляемых Центром услуг полностью уже соответствует данным требованиям, однако мы стремимся сегодня удовлетворить запрос всеми доступными нам средствами. Каждый из потребителей - клиент, организация, удаленный пользователь, получает информацию о наличии материалов по интересующей его тематике имеющейся в нашей библиотеке, библиотеках других стран, фактографический материал, а при наличии дополнительной оплаты - ксерокопии, электронные копии, отсканированную информацию и т.п. В случаях невозможности получения непосредственных данных, БИЦ стремится выступить посредником предоставления информационных услуг и предлагает потребителям адреса тех организаций, которые смогли бы им помочь.

Несколько слов хотелось бы сказать о тех возможностях, которые предоставляет нашей библиотеке и библиотекам вообще сегодня Internet. Не говоря о том, что это конечно же самое оперативное средство общения и связи с любой точкой мира, это - возможность получения самой свежей информации любого характера, возможность просмотра информационных, прежде всего библиотечных ресурсов мира, широкие возможности для сотрудничества с коллегами, приобретение важнейших навыков рабты с новыми технологиями, информационный прорыв в будщее.

К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с прозаическими трудностями, являющимися, пожалуй, показательными практически для всех библиотек Украины. Не говоря уже о ставших притчей во языцах плохом качестве коммутируемых каналов, невозможности своевременного обновления техники, согласно законам этой быстро развивающейся отрасли, мы испытаваем трудности в использовании платных Internet-ресурсов - пользование закрытыми БД, получение копий электронных документов, заказ изданий и т.п. Как правило, украинские библиотеки, в виду отсутствия достаточного финансирования не в состоянии сегодня заключать договора на долгосрочное обслуживание, а пойти по пути оплаты отдельных услуг, производимых каждым потребителем мешает сегодняшняя банковская система. Практически банки не берутся производить мелкие платежи даже в Россию, не говоря уже о дальнем зарубежье.

Не смотря на трудности, испытываемые сегодня отечественными библиотеками вообще, стремление двигаться вперед - единственно возможный выход из сложившейся вокруг нас критической ситуации. Опыт нашей работы показывает, что в библиотеке сегодня как ни когда нуждается общество, а следовательно соизмерять себя со временем и двигаться параллельно с ним - наша основная задача.