ПРИМЕНЕНИЕ ЭВМ В ИНФОРМАЦИОННО - БИБЛИОТЕЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Т.С. Черкасова, В.В. Цуркан

НИИ нормальной физиологии им.П.К.Анохина РАМН, Московский государственный институт культуры

Некоторые особенности процесса взаимодействия пользователей с библиографическими базами данных

Научно-технический прогресс ведет к интенсификации информационных процессов во всех сферах социальной жизни, предъявляет высокие требования к полноте, качеству и оперативности получения информации, стимулирует развитие новых подходов к её обработке, хранению и предоставлению потребителям. В этих условиях особенно резко возрастают требования к оперативности и точности информационно-библиографического обеспечения специалистов различных профессий. Только высокое качество и комфортность информационно-библиoграфичecкoro обслуживания смогут повысить интерес специалистов к пользованию автоматизированными библиотечными и информационно-библиографическими системами.

Создание библиографических баз данных открывает новые перспективы для совершенствования библиотечно-библиографических процессов, а их эксплуатация дает большие возможности для повышения эффективности информационно-библиографического обслуживания, что значительно снижает трудоемкость библиотечно-библиографических процессов и, в частности, библиографического поиска, повышая его оперативность. В связи с этим становится актуальной проблема взаимодействия пользователей с базами данных, независимо от масштабов и области их применения. Успех этого процесса сдерживается такими факторами, как недостаток знаний, умений, навыков, т.е. значительной неподготовленностью пользователей к работе с базами данных. Частота и, в итоге, эффективность обращения к базам данных конечными пользователями в значительной мере зависит от уровня их библиотечно-библиографической подготовки. Разработка проблемы обучения конечных пользователей и её решение, построенное на знаниях библиотечно-библиографической, информационной деятельности, на методологии системного подхода, позволит в значительной степени повысить уровень информационно-библиографического обеспечения пользователей.

На сегодняшний день библиографические базы данных используются конечными пользователями недостаточно активно по следующим причинам: слабое внимание со стороны специалистов по информатике и библиографии к проблемам обучения конечных пользователей и созданию новых видов библиотечно-библиографических услуг; склонность специалистов к использованию традиционных библиотечно-библиографических методов обслуживания и, в особенности, поиска информации; пользователи слабо ориентируются в существующих машиночитаемых библиографических ресурсах, они недостаточно подготовлены к библиографическому поиску в условиях работы с БД; недостаточная информация конечных пользователей о возможностях и преимуществах существующей автоматизированной библиотечно-информационной системы; отсутствие научного подхода к решению проблемы обучения, отвечающего требованиям конечных пользователей.

Таким образом, необходим научный подход к разработке и решению данной проблемы, учитывающий профессиональные интересы и запросы, что может быть достигнуто за счёт вовлечения пользователей в процесс взаимодействия с конкретной системой, за счёт познания правил и методов логической организации массивов информации, библиотечно-библиографических записей в них и их состава.

Изучение общих закономерностей обучения выявило три компонента этого процесса: знания, умения пользователей и навыки работы с базой данных. Предлагаемый нами подход к решению проблемы обучения включает изучение приемов, применяемых для составления поискового образа документа, поискового образа запроса, поискового предписания.

Опыт работы с зарубежными библиографическими базами данных на компактных оптических дисках, а также выполнение роли посредника между системой и пользователями показали необходимость передачи библиотечно-библиографических знаний пользователям и разработки порядка, перечня, содержания тем обучения. Данное решение проблемы обучения пользователей включает следующий порядок основных тем:

- Основы библиографирования. Особенности построения библиографических баз данных. Поисковый образ документа.

- Библиографическое описание документа и его элементы. Формат записи библиографических данных. Предметные рубрики. Создание машинного словаря.

- Информационные потребности. Запрос и его виды. Поисковый образ запроса.

- Лингвистические средства. Информационно-поисковые языки, их состав и структура. Поисковое предписание.

- Практические занятия с данной системой. Количество часов обучения определяется уровнем подготовки пользователей, а также особенностями восприятия ими библиотечно-библиографического материала.

Таким образом, анализ принципов, заложенных в основу существующих систем обучения, выявил необходимость переноса акцента обучения от непосредственного взаимодействия человека с ЭВМ на структурно-функциональные особенности библиографических баз данных.