ПРИМЕНЕНИЕ ЭВМ В ИНФОРМАЦИОННО - БИБЛИОТЕЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

С.А. Власова

Библиотека по естественным наукам РАН

Развитие системы обслуживания читателей СОЧИ

В Библиотеке по естественным наукам с 1989 г. ведутся исследования по созданию типовой автоматизированной библиотеки НИУ РАН. В рамках этих исследований специалистами БЕН разработана типовая система обслуживания читателей (СОЧИ) на ПК типа IBM PC. СОЧИ обеспечивает автоматизацию обработки информации, необходимой при обслуживании читателей по фондам данной библиотеки и по МБА.

В 1990 году в ряде библиотек РАН была внедрена в промышленную эксплуатацию первая версия системы, которая обеспечила работу с базой данных заказов по МБА и базой данных читателей. Более поздние версии развивались с учётом результатов эксплуатации системы в библиотеках НИУ: для повышения уровня сервиса были внесены изменения во многие программы, а также написан ряд новых программ. Кроме того, система была дополнена программами по созданию и поддержки базы данных библиотек и базы данных заказов по абонементу.

Настоящая версия системы включает 21 программу и обеспечивает одновременную работу с четырьмя взаимосвязанными базами данных: базой данных читателей библиотеки (БДЧ), базой данных заказов по МБА (БД МБА), базой данных заказов по абонементу (БДА), базой данных библиотек (БДБ), с которыми взаимодействует данная библиотека (в т.ч. направляет заказы по МБА),

Записи БДБ содержат все необходимые сведения о библиотеке (сиглу, адрес, наименование и т.д.), а также код библиотеки НИУ в системе МБА в данной библиотеке. При работе с БДБ система позволяет:

• вводить, корректировать и при необходимости удалять данные о библиотеках;

• просматривать записи подряд и осуществлять поиск по их фрагментам.

Записи БДЧ содержат сведения о читателях (Ф.И.О., подразделение, телефон и т.п.) и номера их читательских билетов. СОЧИ предоставляет следующие возможности при работе с БД читателей:

• вводить и корректировать данные о читателях;

• уничтожать запись, относящуюся к какому-либо читателю, если за данным читателем не числятся заказы по МБА и абонементу;

• изменять номера читательских билетов;

• получать статистические данные о читателях по элементам номера читательского билета, их сочетаниям, а также по фрагментам информации о читателе. Записи БД МБА содержат элементы библиографических описаний заказываемых изданий, дату и номер заказа, номер читательского билета заказчика, а также информацию о состоянии заказа.

СОЧИ предоставляет следующие возможности при работе с БД МБА:

• вводить информацию, необходимую для заказа с автоматическим присвоением заказу номера и распечаткой требования;

• вводить ответ на заказ и данные о возврате издания;

• корректировать введенную библиографическую информацию;

• получать данные о задержке обработки заказа и возврата издания и выводить их на печать;

• получать статистические данные о заказах по любому параметру и их сочетаниям.

Записи БДА содержат шифр или инвентарный номер издания, его библиографическое описание и информацию о состоянии заказа. При работе с БДА система позволяет:

• вводить заказ по абонементу;

• ставить заказ на очередь, если требуемое издание выдано, с автоматическим

формированием заказа для очередника при возврате издания;

• вводить информацию о выдаче заказа и о возврате издания;

• получать статистические данные по различным характеристикам;

• получать информацию о задержке возврата изданий и

выводить её на печать.

Система предоставляет возможность выводить записи из БД

МБА и БДА в архивные файлы, а также добавлять новые записи с дискет.

СОЧИ связана с электронным каталогом периодических изданий библиотеки НИУ, разработанным в БЕН. Во время работы с системой обработки периодических изданий (СОИ-С ) читатель может заказать необходимые ему издания, библиографические описания которых будут автоматически введены при работе с программой ввода заказов по абонементу.

В настоящее время система эксплуатируется в ряде библиотек НИУ, входящих в централизованную сеть БЕН.

СОЧИ освобождает сотрудников библиотеки от необходимости ведения традиционных картотек, упрощает процедуру заказа литературы, обеспечивает надежный контроль за выполнением заказов и возвратом изданий, дает возможность проводить автоматизированный анализ спроса литературы.