НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Э.П. ГУСЕВА,   Т.Ф. КАРАТЫГИНА,   В.В. СКВОРЦОВ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ БИБЛИОТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ

В совокупности задач информатизации советского общества далеко не последнее место должно принадлежать формирование компьютерной грамотности. В отличие от наиболее развитых зарубежных стран (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и др.), где вычислительная техника уже стала элементом бытовой повседневности, в СССР даже область библиотечно-библиографичеекой и информационной деятельности еще далека от рубежа, за которым начинается массовое использование ЭВМ как эффективного средства духовного производства. Важная, хотя и не единственная, причина этому - недостаточная осведомленность основной массы работников библиотечно-библиографических и информационных служб в области вычислительной техники и смежных вопросах. Интенсификация формирования их компьютерной грамотности актуальна как с точки зрения повышения эффективности их собственной деятельности, так и в плане перехода страны на информационную стадию развития. Именно поэтому на факультете повышения квалификация преподавателей (ФПКП) при Московском государственном институте культуры (МГИК) компьютерная грамотность является одной из высокоприоритетных целей учебного процесса.

Контингент слушателей ФПКП МГИК составляют преподаватели

специальных дисциплин библиотечных факультетов (отделений) высших и средних специальных учебных заведений культуры, а также университетов и педагогических институтов. Кроме того, осуществляется переподготовка директоров вузовских библиотек страны. Специфика контингента предопределяет концепцию формирования компьютерной грамотности, используемую при организации содержания и формы учебного процесса. Основные ее содержательные и дидактические особенности:

- интерпретация библиотечно-библиографической и информационной службы как интегральной автоматизированной системы, представляющей собой органическое технико-технологическое единство организованного массива информации, средств автоматизации, включая ЭВМ, технических средств коммуникации, функционирующее под руководством человека и во имя человека;

- понимание компьютерной грамотности слушателей как совокупности знаний, навыков и умений, необходимых не на уровне специалиста в области вычислительной техники, а на уровне пользователя ЭВМ.

- отказ от установок типа: "Программирующий специалист", "Программирование - вторая грамотность", как нерациональных;

- тесная связь с непосредственной практикой библиотечно-библиографической и информационной работы , дидактическая обусловленность представления понятийного аппарата вычислительной техники через посредство и с помощью понятийного аппарата библиотечных, библиографических, информационных дисциплин, а также формальной логики;

- взгляд на компьютерную грамотность как на необходимую

предпосылку успешной работы в условиях не локального применения ЭВМ, а глобально действующих автоматизированных информационных систем и подсистем, распределенных в пространстве и объединенных единым системным началом.

Охарактеризованная концепция находит все более глубокое воплощение в содержании и методике учебного процесса на ФПКП. В процессе повышения квалификации изучаются "продвинутые" курсы информатики, вычислительной техники, основы формальной логики. Практические навыки пользования ЭВМ отрабатываются на автоматизированных рабочих местах библиотекаря, имеющих различное функциональное назначение. Широкое распространение получила выездная учебно-производственная практика в таких организациях, как ВИНИТИ, ИНИОН, РГБ, ЦНСХБ, ГЦНМБ, МИФИ, МХТИ, МГУ и др., где изучаются соответствующие техника, технологии, носители информации и т.п., отсутствующие в институте. Активно осваивается передовой отечественный и зарубежный опыт автоматизации библиотек и аналогичных учреждений.

Как специфическое дидактическое средство возрастающую роль в структуре учебного процесса начинает играть учебное кино. Факультет приобретает соответствующие фильмы, производимые в централизованном порядке, идет также на затраты, связанные с созданием собственных учебных фильмов. За последний год под руководством ФПКП и за его счет подготовлено два учебных цветных фильма (на пленке и видеокассетах): "Компактные оптические диски - на службе информации", "Современные средства коммуникации - на службе информации", на которые поступили заказы не только от - заинтересованных советских организаций, но и от некоторых зарубежных корпораций национального и международного масштаба. Планируется создание других учебных фильмов, посвященных наиболее актуальным проблемам информатизации. Высокооператавная киноинформация (2-3 месяца с момента зарождения идеи до ее воплощения) позволяет факультету в значительной мере компенсировать отсутствие образцов тех или иных видов прогрессивной техники.

Прогрессивная концепция формирования компьютерной грамотности, ее рациональное с дидактической точки зрения воплощение, использование всех средств активизации познавательной деятельности обучаемых, опора на новейшие достижения науки и техники, неразрывная связь с конкретной практикой - эти и другие характеристики повышения квалификации на ФПКП МГИК обеспечивают высокую готовность его слушателей к смене фундаментальных парадигм, обусловленной возникновением информационного сообщества.