НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Т.В. КОНСТАНТИНОВА,   Т.Н. СОЛОВЬЕВА

КОМПЛЕКС ПРОГРАММ ДЛЯ АБОНЕНТОВ ИРИ В СИСТЕМЕ БИБЛИОТЕКИ ПО ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ РАН

Начиная с 1978 г. БЕН РАН в рамках комплексной автоматизированной информационно-библиотечной системы (АС НАУКА) с привлечением вычислительных средств НИУ и научных центров РАН осуществляется информационное обслуживание специалистов.

Благодаря наличию в фондах академических библиотек большого количества первоисточников, в них могут быть реализованы двухконтурные автоматизированные системы, первый контур которых должен обеспечивать ученых информацией о публикациях (вторичной информацией), а второй - первоисточниками.

Выполняя функции распределительного информационного центра для НИИ РАН, библиотеки которых входят в ее систему, БЕН РАН обрабатывает БД центров ГАСНТИ, проводит выборку информации по запросам этих НИИ и передает им массивы найденных документов на машинном носителе. В настоящее время таким носителем является магнитная лента, полученная на ЕС ЭВМ, информация с которой обрабатывается далее в НИИ на ЭВМ серий ЕС, CM, БЭСМ. Библиотеки институтов доводят информацию до ученых, собирают и анализируют оценки обратной связи, по возможности обеспечивают затребованными первоисточниками. На отсутствующие в собственном фонде документы формируются заказы на копирование в БЕН РАН. Для автоматизации заказа используется системный номер документа, шифр недельной информационной базы, коды абонентов. В БЕН по электронному каталогу периодических изданий проверяется наличие необходимых изданий в центральном фонде, и на требуемые издания с помощью АЦПУ печатаются заказы на изготовление копий. Копии выдаются абонентам через библиотеки учреждений на местах. Библиотекам системы БЕН РАН дополнительно предоставляется справочная информация о заказах абонентов. Те издания, которые отсутствуют в собственном и центральном фондах, можно заказать по МБА в других библиотеках.

Однако в силу все большего распространения в РАН ПЭВМ типа IBM PC и совместимых с ними актуальной становится задача разработки типовой системы для абонентов ИРИ на базе ПЭВМ, что и реализуется в БЕН РАН.

Как показал анализ при разработке системы, готовое математическое обеспечение для решения подобных задач в целом отсутствовало. В то же время известно несколько поисковых ППП для IBM РС ("Микро-ISIS ", "Диалог-М" и др.), которые могли быть использованы в качестве ядра системы на ПЭВМ для выполнения функций информационного поиска в полученном массиве. В связи с этим, в качестве базового поискового ППП избран ППП "Диалог-М", который разработан и поставляется МЦНТИ. Это достаточно хорошо разработанный ППП с широкими поисковыми возможностями, являющийся частью семейства "Диалог'', применяемого центрами НТИ наряду с ППП "Поиск 1.2", с которым семейство "Диалог" имеет общую основу (ППП "STAIRS "). Поэтому в дальнейшем использование ППП "Диалог-М" возможно, облегчит абонентам пополнение личных БД за счет информации, полученной по каналам теледоступа к БД НТИ. ППП "Диалог-М" легко доступен для приобретения и сопровождается разработчиком.

Приобретя ППП "Диалог-М" в МЦНТИ и заключив договор о сотрудничестве, разработку программного комплекса ведут специалисты БЕН РАН и МЦНТИ.

Разработанная система сохраняет двухконтурный принцип обработки и обеспечивает возможность: просмотра информации с оценкой полезности просмотренных документов; "перекачки" пертинентной информации в личную БД абонента; формирования массивов данных обратной связи и заказов на первоисточники. Наиболее приемлемым носителем для распространения информации в этом случае является дискета, но возможно использование и стримера и магнитных лент при наличии соответствующих считывающих устройств в библиотеках НИИ.

В соответствии с разработанной системой пакет "Диалог-М" изменен и дополнен, а именно введен код абонента. Код является уникальным для данного абонента, введенный один раз при обращении к пакету "Диалог-М", он используется для формирования:

  • пароля;
  • имени файла запросов;
  • имени файла результатов поиска.

Кроме этого, разработан комплекс программ, обеспечивающих работу абонентов с информацией, найденной по запросу каждого из них средствами ППП "Диалог-М". Эти программы встроены в "Диалог-М" с подключением обращения к ним через главное меню, и таким образом обеспечена работа с файлом результатов поиска без выхода из системы.

В дополнение к вновь созданному ППП разработан драйвер клавиатуры и комплекс программ конвертирования информации, полученной на ЕС ЭВМ, из принятого в БЕН РАН внутреннего формата описания документа (входной формат ППП "АСОД") во входной формат ППП "Диалог-М" и перекодирования ее в коды IBM PC. Эти программы позволяют формировать входные массивы для ППП "Диалог-М" с широкими возможностями настройки формата и, не нарушая принятую в БЕН технологию, усовершенствовать ее, используя ПЭВМ. Система реализована на ПЭВМ и ЕС ЭВМ.

В рамках первого контура для работы абонентов ИРИ с БД система обеспечивает:

- все возможности загрузки документов в базу данных из сконвертированного во входной формат ППП "Диалог-М" массива;

- все возможности поиска ППП "Диалог-М";

- возможности ввода и сохранения запроса;

- возможность просмотра найденных по запросу документов в полном формате и в формате библиографической карточки;

- оценивание абонентом каждого просмотренного документа по принятой системе оценок обратной связи;

- распечатку отдельного документа или группы документов в карточном формате, а также вывод их в файл;

- хранение массива номеров оцененных документов с полученными оценками обратной связи:

- предоставление абоненту необходимых инструкций по работе с системой; .

Для работы администратора система обеспечивает следующее:

  • требуемую настройку системы;
  • формирование в установленном формате массива данных обратной связи, включавшего сведения обо всех документах, оцененных каждым абонентом, с полученными оценками:
  • вывод на печать в карточном формате или в отдельный файл в карточном или полном формате всех документов, получивших определенные оценки обратной связи у заданной группы абонентов;
  • о работе абонентов с БД.

В рамках второго контура на базе электронного каталога можно будет сформировать заказы на копирование первоисточников.