СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

М.Е.ШВАРЦМАН

АВТОМАТИЗАЦИЯ МЕЖБИБЛИОТЕЧНОГО АБОНЕМЕНТА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ СССР им. В.И.ЛЕНИНА

Межбиблиотечный абонемент в Государственной библиотеке СССР им. В.И.Ленина (ГБЛ) был автоматизирован в 1979 году. Первое время система работала на ЭВМ М-4030, затем было разработано программное обеспечение для CM-I420 и операционной системы ДИАМС-2.

При разработке автоматизированной системы (АС) была сохранена технология традиционного МБА. В отделе абонемента установлены автоматизированные рабочие места (АРМ) для библиотекарей. В режиме диалога вводится информация о поступивших, посланных и выполненных заказах. Ведутся справочные массивы абонентов, статистики и т.п. Система является локальной, то есть, не связана ни с какими другими подсистемами АС ГБЛ.

На основе введенной информации решаются следующие задачи:

  • контроль сроков выполнения заказов;
  • печать сопроводительной документации;
  • печать рекламаций;
  • формирование статистической и отчетной документации.

Исходя из опыта эксплуатации попробуем проанализировать, что дала автоматизация МБА. Много времени экономится на подготовке писем, адресов абонентов. Стал возможным сбор статистики в различных аспектах (вручную это было бы просто невозможно). Сейчас за год выпускается около 30 отчетных и статистических форм, причем их число и состав из года в год меняется. В нашей АС были запрограммированы все формы, но разработчикам аналогичных систем можно порекомендовать создавать комплекс программ, генерирующих любую заданную таблицу по параметрам, и задавать эти параметры в начале каждого года набор таблиц на этот год. В результате работы АС стал надежнее и проще контроль за сроками.

Однако надо отметить, что, решая ряд задач для библиотекарей, АС практически ничего не изменила для абонентов. Скорость и качество обслуживания в АС МБА остались прежними.

Недостатком системы является также ее замкнутость. Сейчас невозможно принимать заказы в машиночитаемой форме, так как в СССР нет единого формата записи заказов по МБА в машиночитаемой форме (в настоящее время существует только проект международного формата ISO). Даже получив заказ по телетайпу мы вынуждены снова его вводить в ЭВМ.

Достоинства и недостатки нашей системы представляются типичными и связаны с невозможностью на существующей технической и информационной базе создать лучшую систему.

Для существенного улучшения работы МБА автоматизированная система должна быть ориентирована в первую очередь на абонента, на более быстрое и качественное его обслуживание. Для решения этой задачи библиотеки должны иметь электронные сводные каталоги (ЭК), каналы связи, телефаксимильную связь.

В настоящее время в ГБЛ ведется разработка Автоматизированной информационно-библиотечной сети Министерства культуры СССР (АИБС МК). Центры этой сети будут располагать электронным каталогом, связываться по выделенным или коммутируемым каналам связи.

Автоматизированный МБА ГБЛ в рамках этой сети будет создаваться на базе персональной ЭВМ " Vectra ". Это будет типовая разработка с максимальным набором задач, параметрически настраиваемая. Из такой системы любой заинтересованный центр МБА сможет вычленить часть задач, необходимых для решения в данном центре. Предполагается следующая технология.

По сети передачи данных (СПД) абонент связывается с ЭК ГБЛ и производит поиск. Сведения о найденном издании передаются на персональную ЭВМ, в АС МБА в виде заказа. Такая технология должна обеспечить оперативное размещение заказа и исключить его перенаправление. В первую очередь АИБС МК должно войти только 10 центров. Поэтому ожидаются различные потоки заказов: по СПД, по телетайпу, традиционные бланки-заказы.

Для успешной реализации разрабатываемой системы необходимо решить ряд вопросов, зависящих не только от ГБЛ:

  • оснащение центров МБА техническими средствами;
  • внедрение стандарта на формат заказа в машиночитаемой форме;
  • внедрение единой системы кодирования центров МБА.

Кроме того, необходимо улучшение работы почты, так как возможно, что длительные сроки почтовых пересылок во многом обесценят сокращение сроков в центрах МБА.