СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Г.М.ЗИНИНА, И.В.КОЧКИНА.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЭВМ ПРИ РАЗРАБОТКЕ АИБС ВГБИЛ

Программой "максимум" применения электронно-вычислительной техники в библиотеке является создание интегрированной автоматизированной информационной системы, обеспечивающей доступ ко всем информационным массивам. Существует два пути в достижении этой цели:


"сверху" - проектирование всей системы и ее поэтапная реализация;
и "снизу" - создание АРМ библиотечных специалистов, и последовательное объединение их в локальные сети, решающие задачи автоматизации все более крупных технологических этапов.

При создании АИБС ВГБИЛ был выбран второй путь. Разработка АИБС начата с автоматизации отдельных функций сотрудников отдела международного книгообмена. Выбор отдела международного книгообмена обусловлен тем, что процессы, происходящие при книгообмене, аналогичны функциям библиотеки в целом, а именно: заказ литературы, регистрация новых поступлений, ведение инвентарной книги, списание литературы, ведение каталога и др. С другой стороны, относительная автономность процессов МКО; сравнительно небольшие объемы информационных потоков позволили приступить к автоматизации функций МКО, имея ограниченные технические ресурсы.

В пусковой комплекс АИБС ВГБИЛ включены следующие задачи подсистемы "Комплектование фондов":

  • ведение картотеки партнеров МКО;
  • заказ литературы у партнеров МКО;
  • ведение картотеки дезидерат;
  • сводные потребности партнеров МКО на литературу, предлагаемую к обмену;
  • ведение каталога обменного фонда.

Наиболее существенные проблемы, возникающие при разработке программного обеспечения, появляются как следствие:

  • разделения (во времени и в исполнении) процессов постановки задач, проектирования, реализации;
  • неконкретности документации, служащей основой взаимоотношений постановщиков, разработчиков и пользователей.

Мы старались обойти эти проблемы за счет создания рабочей группы, тесно сотрудничающей на всех этапах разработки системы от постановки задач до ввода в эксплуатацию.

В результате того, что над постановкой задач работали не только сотрудники отдела автоматизации, но и сотрудники библиотечных отделов, задачи формулировались с максимальной конкретизацией и учитывали множество "мелочей", видных только профессионалу-библиотекарю. Программирование ведется с использованием средств СУБД Ребус (аналог dBase-III Plus), что значительно сокращает сроки разработки и облегчает взаимодействие с библиотечными специалистами на этапе программирования. Пилот-проект, создаваемый программистом, максимально удовлетворяет требованиям, зафиксированным на этапе постановки задачи. В дальнейшем работа над совершенствованием и доводкой программного обеспечения ведется совместно с библиотечными специалистами. Им предлагается пронаблюдать (а лучше - самим попробовать) работу первоначальных вариантов программ и высказать свои замечания и пожелания. В большинстве случаев необходимые изменения вносятся в программы тут же, в течение нескольких минут. Новый вариант опять подвергается совместной проверке и обсуждению. В результате нескольких сеансов такой работы библиотекаря и программиста вырабатывается вполне законченный вариант программы, и для программиста остается лишь оптимизация ее работы и другие специфические операции, которые он выполняет уже без участия библиотечного специалиста.

Второй вопрос - о документации. О конкретности постановок задач уже было сказано выше. Что касается программной и другой проектной документации, то ее количество может быть сведено к минимуму вследствие практического слияния "в одном лице" (группы программистов и библиотекарей) постановщиков, разработчиков и пользователей. Практически отсутствуют инструкции для пользователей, так как программное обеспечение разрабатывается с максимальным соблюдением принципа "дружественности интерфейса". Всю необходимую в процессе работы информацию и подсказки пользователь видит на экране дисплея.

Взаимодействие пользователя с машиной строится на основе принципа выбора необходимых функций из предлагаемого на экране меню.

Например, основное меню задачи "Определение сводных потребностей партнеров МКО на литературу обменного фонда" выглядит так:

ВОЗМОЖНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РЕЖИМЫ РАБОТЫ

1 - ВВОД ИНФОРМАЦИИ

2 - РЕДАКТИРОВАНИЕ

3 - РАЗМЕТКА СПИСКОВ

4- ПЕЧАТЬ

5 - УДАЛЕНИЕ

6 - ВЫХОД ИЗ ЗАДАЧИ

ВЫБЕРИТЕ РЕЖИМ:

 

При выборе режима ввода информации (цифра 1) на экране появляется макет записи, которую предлагается заполнить. При вводе информации осуществляется контроль на соответствие характеристикам полей записи. Предусмотрена возможность коррекции ранее введенной информации.

Поиск записей в файлах данных может осуществляться по одному или нескольким известным полям. Для задания параметров поиска пользователю предлагается макет с полями для ввода известных библиографических данных в качестве поисковых признаков.