СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Л.Ю.БУРУНОВ

ДРАЙВЕР ОПОЗНАНИЯ

I. ВВЕДЕНИЕ

Как известно из (I) основное внимание в настоящее время уделяется созданию в функционированию АБД на много миллионов единиц информации как в системе органов НТИ, так и в работе библиотечных систем (2). По мере развития (I) регулярной сети каналов телекоммуникаций возможность работы со многими АБД и библиотечными системами увеличится резко во много раз у пользователя. Причем последний и является целью работы систем и АБД. Однако вне сферы внимания разработчиков и исследователей оказывается именно пользователь (абонент). И либо абонент изучался с психологической стороны (3), либо широко известное - "определение потребностей" в системе ИРИ.

Практически во всех автоматизированных библиотечно-библиографических и информационно-поисковых системах, предназначенных для пользователя всесоюзного, регионального и отраслевого уровня, имеются самостоятельные подсистемы: "Абонент" и "Анализ читательского спроса". Т.е. наряду с "электронным каталогом" имеется "электронный учет читателей".

Работая практически и многократно на "электронном каталоге" можно заметить относительно большое время поиска библиографических данных. И это - в режиме прямого доступа в самой библиотеке. А в режиме теледоступа это время, разумеется, значительно больше.

В процессе работы с "электронной" библиотекой складывается каждый раз ситуация, когда она не "узнает" постоянного абонента. И таким образом абонент каждый свой поиск библиографической информации начинает как бы заново.

Нами предлагается создание "электронного" драйвера опознания абонента. Драйвер опознания представляет собой микропрограмму записи данных о поиске и массив "тупиков знаний" (тупик знаний - зона постоянного обращения / заказа абонента к каталогу).

2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Драйвер опознания абонента есть составная часть библиотечного и информационного обслуживания на ЭВМ.

Суть этого метода в следующем: на заведенный файл абонента записываются каждый раз сведения о заказе литературы и методом обучения определяется его интеллектуально-профессиональный интерес / потребность в каких-то областях знаний.

Массив "тупиков знаний" мы обозначили как массив IIAA (Intellible Image Adress Abonents - определенное изображение адреса абонента). В наиболее общем виде драйвер опознания представляет собой массив кодов УДК, ББК и ISSN, проходя через который заказ абонента накладывается на его читательский номер и этим определяет стратегию поиска библиографической информации. Особенность работы с драйвером состоит в условии постоянного обращения к "электронному каталогу". В случае первого обращения (0) драйвер пуст и поиск идет обычным путем. Но уже по завершении его данные заказа заносятся в драйвер, образуя 1-ый "тупик знаний" абонента. Число тупиков равно = n, но не должно быть больше разделов УДК, ББК и ISSN. При совпадении их они накладываются на i -тый "тупик знаний", но не образуют новый "тупик" абонента. Другой особенностью работы с драйвером является автоматическое отсечение случайных или редких обращений/заказов абонента. Из опыта работы мы знаем, что абонент может заказать литературу не только из области своих постоянных профессиональных интересов, но и попытаться выяснить что-то для себя в других отраслях знаний. Как быть в этом случае? Ведь таким образом нарастет информационный шум в его массиве IIAA. А с другой стороны, он может начать изучать новую сферу знаний. Как быть в этом случае? Нами предлагается алгоритм снятия посторонних и случайных шумов путем использования формулы Цапфа о полустарении информации. В массиве IIAA имеются сведения о "дате заказа литературы". В микропрограмме драйвера эти сведения обычным таймером ЭВМ определяет необходимую часть отсечения. В перспектива по мере накопления опыта работы с драйвером опознания можно определить и величины регулярности обращений/ заказов для "призов". "Призом" может быть распечатка новых поступлений, выдача указателей по i-ым "тупикам звании" данного j -го абонента или другие "любезности" системы.

3. АЛГОРИТМ

Нами предлагается драйвер опознания абонента:

где 0 - сумма i-ых "тупиков" знаний абонента, Т - кортеж разделов рубрикатора j -го абонента.

Иначе говоря, рассматриваемый кортеж разделов j -го абонента представляет собой прямоугольную матрицу, в клетках которой записываются значения (коды УДК, ББК и ISSN) i -ых "тупиков знании" абонента.

В практических ситуациях Т всегда конечны, но возможны ситуации в процессе создания кортежей разделов рубрикатора, когда потребуется отсечение "лишних" разделов.

4. ВЫВОДЫ

Как видно из вышеизложенного, предлагаемый драйвер опознания абонента легко "врезать" в эксплуатируемые автоматизированные информационно-поисковые и библиотечно-библиографические системы. Включение драйвера опознания в проектируемые системы не требуют никаких изменений в проектах. Более того, описание драйвера, представленное в данной работе на языке BASIC, легко перевести на не менее популярные сейчас ПАСКАЛЬ и Си, на которых еще эффективнее можно модернизировать описанный метод. Иначе говоря, мы имеем машинонезависимый принцип узнавания абонентов поисковых систем. Социально-психологический аспект: "часто прихожу - быстрее получаю", "регулярно посещаешь - быстрее получаешь".

Драйвер опознавания абонента физически возможно вызвать с магнитных носителей в оперативную память на стадии формирования заказа / обращения.

В проектируемых и эксплуатируемых автоматизированных библиотечных системах и информационно-поисковых системах ставится вопрос о благоприятных, психологически комфортных условиях работы.

Особо следует поставить вопрос о дружественности системы к пользователю-абоненту библиотеки/системы.

Литература

1. Сумароков Л.Н. Перестройка и система НТИ // НТИ. Сер. I. -1987. - N 9-10. - С. 2-5.

2. Тараканов К.В., Коровякина И.Д., Цуркан В.В. Информатика. - М. Книга, 1986. - С. 256-272.

3. Мириманова М.С. Уровни рефлексии при взаимодействии пользователя с инфосредой // Тез. докл. на 10-ой науч. конф. б-ки ТГУ.

Тарту, 1986. - С. 14-15.