ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В АКАДЕМИЧЕСКИХ БИБЛИОТЕКАХ

Н.В.СЕРОВА, Л.A.МОРЕЙНС

К ВОПРОСУ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ВУЗА

Одним из основных факторов повышения эффективности справочно-информационного обслуживания многочисленных НИР в вузе является автоматизация комплекса различных информационных услуг.

В настоящее время картина реального технического обеспечения информационных служб и библиотек вузов далека от радужных перспектив скорой "всеобщей компьютеризации". Парк ЭВМ, в большинстве вузов состоящий из различных моделей "Искр", "Мер", "Электроник", комплексов СМ и ЕС, традиционно используется для проведения научных исследований и является принадлежностью кафедр.

Отсутствие собственной вычислительной техники, необходимость пользования различных типов терминального оборудования для прямой связи с автоматизированным информационным центром (АИЦ), генератором баз данных, сложность в приобретении магнитных дисков для накопления информации, отсутствие ППП для ПЭВМ внутреннего пользования, вот далеко неполный перечень трудностей, которые не в состоянии самостоятельно преодолеть средний вуз на пути автоматизации информационно-библиотечных процессов.

По нашему мнению, основную роль в создании и развитии автоматизированных систем информационного обслуживания должны играть территориальные межотраслевые органы НТИ, держатели крупных фондов научно-технической документации, призванные осуществлять функции информационного и научно-методического характера в регионе.

На первых порах территориальные межотраслевые органы информации на основе выявления информационных потребностей ученых вузов совместно с информационными службами смогут сформировать единый поток запросов на получение внешних баз данных на МЛ и организовать информационное обслуживание в режиме "ИРИ".

Но без решения задач унификации материально-технического, математического и лингвистического обеспечения в стране, повышения качества информационных массивов, поставляемых на MЛ, создание оптимальных автоматизированных систем информационного обслуживания невозможно ни в условиях вуза, ни на базе территориальных межотраслевых органов информации.