ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В АКАДЕМИЧЕСКИХ БИБЛИОТЕКАХ

О.И.ГАЛИНОВСКИЙ, Т.А.СНУРНИЦИНА

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

В нашей стране действует и постоянно совершенствуется система комплексного централизованного обслуживания средств вычислительной техники (КЦО СВТ). КЦО СВТ направлено на повышение эффективности использования СВТ в народном хозяйстве и осуществляется централизованно специализированными предприятиями. Обслуживание СВТ осуществляется по территориальному принципу и на основе хозяйственных договоров.

Информационное и консультативное обслуживание пользователей СВТ, являющееся составной частью системы КЦО, включает ее функции, состав и виды услуг, представляемых этой системой.

В настоящее время отсутствуют организационно-методические документы по оказанию информационных и консультационных услуг и по структуре системы КЦО СВТ. Данные услуги этой системы КЦО СВТ включены частично в состав других услуг системы, что сдерживает расширение этого вида работ.

Быстрое совершенствование и рост СВТ, их сменяемость, а также потребность в более оперативном обеспечении научно-технической информацией данного профиля требуют улучшения форм и методов информационного обслуживания пользователей в системе КЦО СВТ.

Создание информационной системы по обслуживанию пользователей СВТ позволит решить поставленные задачи:

  • повысить эффективность использования технических и программных средств (ТС,ПС) вычислительной техники;
  • централизовать информационное обслуживание предприятий системы КЦО СВТ и заказчиков КЦО;
  • содействовать ускорению внедрения ТС и ПС ВТ;
  • содействовать рациональному использованию производственных фондов, экономии материальных и трудовых ресурсов;
  • совершенствовать системы КЦО СВТ.

Информационное обслуживание по техническим и программным средствам ВТ осуществляется в форме обеспечения информационными материалами и (или) консультационного обслуживания по территориальному принципу и на основе хозяйственных договоров.

Информационные услуги оказываются по двум уровням:

  • предприятиям системы КЦО СВТ;
  • заказчикам КЦО (пользователям СВТ).

В системе КЦО СВТ существуют реальные предпосылки к более быстрой, по сравнению с другими системами, автоматизации информационных процессов путем использования имеющихся в системе вычислительных мощностей.

Автоматизация информационных процессов требует проведения работ, связанных со стандартизацией этих процессов.

Создание автоматизированной информационной системы в рамках КЦО СВТ дает возможность открыть широкий доступ к обмену научно-технической информацией посредством ведения эффективного диалогового поиска информации в режиме теледоступа, независимо от территориальной удаленности пользователя.

Наиболее высокой организационной формой использования ресурсов научно-технической информации является информационная сеть, оснащенная высокопроизводительными ЭВМ с аппаратурой приема-передачи данных по каналам связи и развитой системой терминальных устройств.

На первом этапе разработки информационная сеть представляет рациональную централизованную структуру. Начальная стадия разработки I-го этапа обусловлена двумя причинами:

На втором этапе информационная сеть преобразуется и имеет радиальнодревовидную структуру.

Структура информационной сети, безусловно, будет иметь тенденцию к совершенствованию путем увеличения числа коллективных абонентов, подключения к сети ЭВМ коллективных абонентов. Cтруктура информационной сети децентрализованная, т.к. предприятия системы КЦО оказывают услуги по региональному принципу.