ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В АКАДЕМИЧЕСКИХ БИБЛИОТЕКАХ

Н.И.СЕНЧЕНКО, Л.И. КОСТЕКНО, М.С.СЛОБОДЯНИК

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ АН УКРАИНСКОЙ ССР

Центральная научная библиотека Академии наук Украинской ССР (ЦНБ АН УССР) является крупнейшей библиотекой республики. Ее фонды достигают 18 млн. единиц хранения. Ежегодные поступления составляют около 200 тысяч экземпляров. Библиотека обслуживает более 30 тысяч читателей, которым ежегодно выдается свыше 2,5 млн. документов.

Для кардинального совершенствования ее деятельности необходима pазработка инновационных библиотечных технологий основанных на использовании автоматизированных методов обработки, хранения и поиска информации. Основное внимание при этом уделяется ключевым библиотечным процессам, обеспечивающим наполнение библиографической базы данных, которую, в первом приближении, можно рассматривать как электронный каталог (ЭК) и ее многоаспектное использование для обслуживания читателей и абонентов Библиотеки.

Такой подход требует, прежде всего, создания конвейерной информационной технологии обработки новых поступлений, позволяющей осуществлять как наполнение ЭК, так и выпуск с помощью принтеров ЭВМ каталожных карточек (одновременное существование в течение определенного времени электронного и карточного каталогов, хотя и отрицательное, но неизбежное явление). Обработка начинается с момента поступления издания в Библиотеку и предполагает ввод с автоматизированных рабочих мест (АРМ) библиотечных работников библиографического описания, индекса и шифра хранения документа. Для снижения трудоемкости обработки документов в состав информационного обеспечения АРМ предусмотрено включение справочной базы данных (наименования распространенных коллективных авторов, издательств и т.п.). Кроме того, в качестве справочной базы данных будет использован и ЭК. Обращение к нему позволит выводить на видеотерминал библиографическое описание продолжающихся изданий и путем его незначительной корректировки получать новую запись.

Автоматизацию процессов комплектования предполагается осуществлять при наличии темпланов издательств в машиночитаемой форме.

Электронный каталог является базой для реализации автоматизированной технологии библиотечного обслуживания. Ее важнейший элемент "Электронная почта", обеспечивающая передачу читательских требований в книгохранилище посредством терминалов ЭВМ. "Электронная почта" позволяет сократить время обслуживания за счет ускорения доставки требований, их упорядочения по номерам шифров и задания оптимальных интервалов времени между передачей партий заказов в зависимости от интенсивности потока требований. Наряду со своим прямым назначением "Электронная почта" предоставляет возможность в автоматизированном режиме выделить путем изучения частоты спроса литературы активное ядро фонда для формирования подсобного фонда библиотеки. При наличии последнего существенно повышается не только оперативность, но и надежность функционирования всей системы обслуживания читателей в целом, так как при временной неработоспособности средств вычислительной техники запросы будут удовлетворяться в традиционном режиме из подсобных фондов

Наряду с совершенствованием процессов обработки документов и обслуживания читателей автоматизация Бибилиотеки позволит оказать помощь ее руководству в принятии как долгосрочных, так и оперативных управленческих решений путем предоставления объективной информации о функционировании всех подразделений. Примером такой информации могут быть данные о структуре читательского спроса, интенсивности потока требований в различные участки книгохранилища в течение рабочего дня и т.п.

В качестве программно-технической базы для построения автоматизированной системы Библиотеки намечено использовать пакет прикладных программ CDS/ISIS ЕС-ЭВМ в сочетании с персональными ЭВМ.

Опережающее развитие работ по автоматизации ЦНБ АН УССР создает предпосылки для углубления функциональной централизации сети академических библиотек республики. На качественно новом уровне предполагается организовать централизованную обработку литературы. Так, библиотеки научно-исследовательских учреждений смогут получать макеты каталожных карточек из ЦНБ АН УССР по каналам теледоступа. Ученым и специалистам будет предоставлена возможность поиска необходимой им информации в электронном каталоге ЦНБ АН УССР и ее заказа с использованием "Электронной почты" непосредственно из библиотек своих учреждений. Для реализации этих возможностей академические библиотеки достаточно оснастить персональными ЭВМ с приставкой - модемом. Очевидно, что ЭВМ такого класса и назначения могут иметь даже малые библиотеки.

В разработанной концепции автоматизированная система ЦНБ АН УССР рассматривается как основа для межведомственной интеграции библиотек республик. Первоначально интеграция будет осуществляться в рамках оперативной программы наполнения и многоаспектного использования интегрированной библиографической базы данных крупнейшими республиканскими библиотеками. Эта программа обеспечивает всем партнерам и подведомственным им библиотекам существенное снижение трудозатрат на обработку новых поступлений. Однако ее главное достоинство состоит в том, что последовательная реализация данной программы позволит перейти от разрозненности отдельных библиотек и сетей к автоматизированному межведомственному библиотечному комплексу - качественно новой форме организации библиотечного дела в республике.

Таким образом, основные положения концепции автоматизации ЦНБ АН УССР предусматривают:

  • организацию конвейерной информационной технологии для наполнения интегрированной библиографической базы данных;
  • обеспечение доступа к электронному каталогу, как читателей Библиотеки, так и удаленных абонентов;
  • выделение в автоматизированном режиме активного ядра фонда для повышения оперативности и надежности функционирования системы обслуживания читателей;
  • использование автоматизированной системы ЦНБ АН УССР для углубления функциональной централизации сети академических библиотек и их интеграции с библиотеками других ведомств республики.