ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

А.С.ЧАЧКО, Т.А.ИГНАТОВИЧ

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОГРАММЫ МЕТОДИСТА

В совершенствовании управления системами и сетями библиотек важное место принадлежит методическому руководству. Это - одно из главных направлений деятельности крупных библиотек - методических центров.

Функция методического руководства библиотеками возникла в первые годы Советской власти и совершенствовалась по мере развития библиотечного дела. Известно, что ленинская идея планомерного построения единой библиотечной сети, отразившаяся в декрете СНК РСФСР "О централизации библиотечного дела" (1920 г.), предполагала помощь массовым библиотекам со стороны научных. Эта помощь, которая в дальнейшем стала называться методической, явилась одной из типологических особенностей научных библиотек, определивших их специфику и роль в развитии библиотечного дела в стране. Сами же библиотеки по поручению органов управления библиотечным делом стали осуществлять методическое руководство (3). Уже в 20-е годы, когда главное внимание было сосредоточено на организации библиотечного обслуживания населения и одновременном уточнении нового содержания работы библиотек, превращении их в центры политического воспитания трудящихся, осознавалось, что успех этой работы зависит от методистов, или, как их тогда называли, "бибработников инструкторского типа", являющихся администраторами-организаторами и библиотечными педагогами (4).

Многолетний опыт библиотечного строительства показал, что всем этапам развития советской библиотечной системы присущи общие тенденции, характерные для библиотечной, в том числе и методической практики: поиск путей совершенствования и повышения эффективности библиотечного обслуживания населения. Наиболее полное осуществление эта тенденция получила в 70-е годы в связи с задачами, выдвинутыми постановлением ЦК КПСС "О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе"(1).

Значение научно-методической деятельности в системе управления библиотечным делом страны в условиях совершенствования развитого социализма еще более возрастает. В утвержденном Указом Президиума Верховного Совета СССР "Положении о библиотечном деле в СССР" единство организационного и методического руководства отнесено к основным принципам управления библиотечным делом в СССР. Статья 14 "Положения" определяет общий порядок оказания методической помощи библиотекам со стороны головных региональных, межведомственных и ведомственных центров (2).

Большое внимание научному обоснованию системы методического руководства уделяется крупнейшими академическими библиотеками страны во главе с Библиотечным советом АН СССР по естественным наукам. Этим вопросам посвящаются совещания директоров библиотек АН СССР и АН союзных республик, специальные тематические выпуски научных трудов. Разработаны типовые и местные документы, регламентирующие требования к методистам (7), фиксирующие задачи и содержание работы научно-методических отделов (8, 9), отражающие основные направления, формы, методы и организацию научно-методической работы ведущих академических библиотек (10, 11).

Методическое руководство - это целенаправленный непрерывный и динамичный процесс воздействия методического центра на все звенья подведомственной библиотечной сети. Оно основано на аналитической, обобщающей и организаторской работе по совершенствованию всех направлений деятельности библиотечной системы и каждой отдельной библиотеки.

Оказание централизованной методической помощи способствует унификации библиотечной технологии, стандартизации технических операций, что, в свою очередь, сказывается на качестве библиотечно-библиографического и информационного обслуживания читателей.

Функции методического руководства многоаспектны. Сегодня к их числу относят информирующую (сообщение сведений о достижениях библиотечной теории и передовой практики, об особенностях и путях внедрения опыта лучших библиотекарей); образовательную (передача профессиональный знаний, обучение эффективным методам и приемам работы); воспитательную (формирование мировоззрения, научного подхода, активного отношения к труду, творческого отношения к профессиональным обязанностям); консультирующую (проверка работы библиотек, оценка их деятельности, предупреждение и устранение недостатков и ошибок); исследовательскую (целенаправленное использование результатов исследований путем проверки их выводов на практике и последующей разработки научно-обоснованных рекомендаций, учитывающих особенности и условия деятельности конкретных библиотек; применение исследовательских методов для изучения практики; участие в проведении исследований в библиотеках подведомственной сети).В теории методического руководства выделяется и организационная функция, однако исследователи не дают определения ее специфических черт. По-видимому, в каждой указанной выше функции есть элементы организации (см. 12, 13).

Необходимо подчеркнуть, что вычленение отдельных функций в целостной и единой научно-методической деятельности обусловлено задачами структурного анализа; в реальной практике методистов и методических центров все они тесно связаны и переплетены.

В связи со столь сложным многофункциональным характером деятельности особое значение имеет установление соотношения средств, форм и методов в процессе методического руководства. В настоящее время все элементы, входящие в систему методического воздействия (пособия, формы повышения квалификации, научно-исследовательской работы и контроля) определяются как ее средства, служащие достижению поставленных целей;

формы - как способы объединения людей с целью включения их в различные виды деятельности, а методы - как способы управления деятельностью объектов воздействия.

Реализация указанных функций, средств, форм и методов воздействия во взаимосвязи - задача каждого методического центра в целом и его научно-методического отдела в частности.

В настоящее время организационная структура наиболее крупных методических отделов строится либо по функциональному признаку (то есть методисты специализируются для оказания помощи по вопросам формирования и сохранности фондов, библиотечного, справочно-библиографического обслуживания, информационной работы и т.д.), либо по региональному признаку (то есть курируют библиотеки определенных регионов, областей, республик). Возможно и иное распределение обязанностей. Так, в ЦНБ АН УССР методисты курируют библиотеки научных учреждений в соответствии с отраслевым профилем их деятельности (технического, естественнонаучного и общественного). При этом методическое руководство сетью осуществляется головной (центральной) библиотекой в целом.

Правильное распределение обязанностей - необходимая, но недостаточная предпосылка организации труда. Не менее важны такие ее направления, как нормирование планирования и учет работы, совершенствование ее приемов и методов, повышение квалификации методистов. Несмотря на многоаспектный характер и в значительной мере творческое содержание методической работы, внедрены нормы на ее основные виды, осуществляется учет, планирование и отчетность. В регламентации методической работы имеется немало сложностей.

Однако решение многих организационных вопросов в какой-то мере облегчается наличием документов, регламентирующих подбор методистов (квалификационные характеристики), место этой функциональной группы среди других библиотечных специальностей (типовые штаты), возможные объемы выполняемой работы (нормы нагрузки).

Вопрос рационального использования кадров методистов тесно связан с определением наиболее результативных форм их работы, совершенствование средств и методов оказываемого ими воздействия на библиотечный процесс. Как показали специальные исследования, наибольшей силой, с точки зрения эффективности воздействия на библиотечную практику, обладают такие формы и методы, как посещения библиотек и семинары тематического характера.

Определяющим организационным документом, которым регламентируется обязанности методистов, является квалификационная характеристика. В системе академических библиотек она предусматривает следующие обязанности: разработку методических документов и материалов; консультации по методическим вопросам организации библиотечной деятельности; организацию работы отделов центральной библиотеки по оказанию методической помощи библиотекам сети; организацию работы по внедрению НОТ, консультации в библиотеках; организацию мероприятий по повышению квалификации кадров и личное участие в них [проведение занятий, руководство работой семинаров; внедрение в практику результатов научных исследований, методических разработок и контроль за ними (7)].

Таковы в самом общем виде требования к методисту академической библиотеки.

Более глубоко вопрос о профессиональных требованиях может быть разработан с учетом критериев оценки каждого вида труда. Очевидно, что об уровне научно-методической деятельности в целом и о квалификации методиста в частности следует судить не только по количеству мероприятий, подготовленных и проведенных им, или по разнообразию применяемых форм и методов взаимодействия, но, главным образом, по конечным результатам, выражающимся в деятельности библиотек подведомственной сети. Показатели конечных результатов должны служить определению эффективности методического руководства в целом и его отдельных направлений, а также применяемых форм и методов, способствовать усилению обратной связи, давать основу для систематического анализа качества работы методистов.

В связи с особенностями методической работы, проявляющимися наиболее полно в высокой персональной ответственности за результаты своей деятельности и ее влияние на итоги работы курируемых библиотек, большое значение имеют также требования к профессионально-личностным качествам методистов. Учитывая главную социальную миссию, возложенную на методистов, - помощь в формировании библиотекарей как специалистов, в повышении их профессионального мастерства необходимы и общие требования к методистам.

"Методист должен знать: политические, экономические, социально-культурные задачи, решаемые на данном этапе в целом; основные направления развития библиотечного дела в стране и регионе; методологические основы своей проблемы; сеть библиотек, которым он оказывает методическую помощь; основные формы и методы методической работы; педагогику, психологию, социологию, методику ведения научной работы, основы редактирования.

Методист должен уметь: руководствоваться положениями марксизма-ленинизма о своей работе; работать творчески, принимать самостоятельные решения; владеть методикой работы; отбирать, анализировать, обобщать материал, дающий возможность осуществлять методическую помощь библиотекам; анализировать работу библиотек, делать прогностические выводы о путях дальнейшего развития своей проблемы применительно к тем или иным типам библиотек; давать конкретные замечания по деятельности библиотек, помогать в выработке предложений, направленных на совершенствование их деятельности; вести деловую переписку; писать, редактировать, составлять методические рекомендации; ясно, понятно передавать библиотекарям знания, навыки, четко выражать свои мысли, пробуждать у них желание работать инициативно, творчески; выявлять, обобщать и распространять передовой библиотечный опыт, добиваться в каждом конкретном случае его внедрения; уметь общаться с людьми" (3).

Учитывая, что задачи и функции методического руководства постоянно расширяются и усложняются, а значение этого вида деятельности в единой библиотечной профессии возрастает, особую роль приобретают задачи подготовки соответствующих кадров в вузе. В определенной мере они решаются введением функциональной специализации "Организатор - методист" на библиотечных факультетах институтов культуры.

Вместе с тем очевидно, что для формирования профессионального мастерства столь специфической категории библиотечных работников необходимо достаточно длительное накопление конкретного опыта, включающего не только вопросы организации и управления библиотечным процессом, но и знания по существу основных практических аспектов технологии библиотечной работы.

Многофункциональные обязанности методистов требуют, наряду с организованными, активными формами знаний, целенаправленного систематического самообразования, включающего и постоянное изучение передовой практики, и широкое профессиональное чтение.

Программы профессиографических исследований, проводимых ЦНБ АН УССР и др., предполагают совершенствование работы с кадрами, в т.ч. методистами (12). Поэтому центральное место в них принадлежит анализу содержания и форм трудовой деятельности специалистов, условий их труда, выявлению профессиональных особенностей и формулированию требований к кадрам. Полученные результаты послужат основой в создании рекомендаций для подбора, расстановки и повышения квалификации библиотечных работников (6).

Список использованной литературы

  1. О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе: Постановления ЦК КПСС от 8 мая 1974 г. - В кн.: Справочник партийного работника. М., 1975, вып. 15, с. 330-355.

  2. Положение о библиотечном деле в СССР. - Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 14, с. 21.
  3. Зотова Р.З. Повышение квалификации методистов. - В кн.: Пути и формы подготовки библиотечных кадров и повышения их профессиональной квалификации: Метод. рекоменд. М., 1982, с. 47-55. / В надзаг.: Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина.
  4. Колмакова П. Подготовка и самоподготовка библиотекарей Красной армии пи флота. - Красный библиотекарь, 1924, N 12, с. 30.
  5. Чачко А.С. Пути оптимизации профессиональных ресурсов крупной научной библиотеки. - В кн.: Проблемы централизации работы библиотек АН СССР и АН союзных республик. М., 1975, с. 82-96.
  6. Подбор, расстановка и повышение квалификации кадров, К., 1982, 194С. / В надзаг.: ЦНБ АН УССР.
  7. Квалификационные характеристики должностей библиотечных работников: Положение БАН СССР. Л., 1976. 52С.
  8. Положение о научно-методическом отделе. - В кн.: Организационно-распорядительная документация БАН СССР. Вып.2. Л., 1982, с. 70-75.
  9. Научно-методический отдел. - В кн.: Организационные документы библиотеки. Ч.I. Новосибирск, 1974, с.85-91.
  10. Положение о системе научно-методического руководства библиотеками научно-исследовательских учреждений СО АН СССР. - В кн.: Организационные документы библиотеки научно-исследовательского учреждения Сибирского отделения Академии наук СССР. Новосибирск, 1982, с. 15-22.
  11. Положение о научно-методической работе ЦНБ АН УССР по оказанию помощи библиотекам НИУ АН УССР. - В кн.: Централизация библиотечно-библиографических процессов: Сб. документов. Киев, 1983, с. 112-116.
  12. Ермакова В.А. Проблемы эффективности методической деятельности оюластной библиотеки. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1979, 17С.
  13. Руссак З.В. Педагогические проблемы методического руководства библиотеками. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1980. 16С.