ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

В.К.БРУВЕРЕ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ БИБЛИОТЕЧНОЙ РАБОТЫ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ

В последнее десятилетие в библиотечной печати неоднакратно делались попытки определить оптимальные критерии и показатели эффективности работы по обслуживанию читателей. Однако полного единодушия авторов в однозначной оценке эффективности работы, и в том, какие критерии и показатели объективно отражают уровень библиотечного обслуживания, пока нет.

Проблема усложняется поиском одинаковых критериев для библиотек разных типов и систем, отличающихся формами и методами работы.

Правда, все авторы, например Н.С.Карташов (1), Е.А.Фенелонов (2), Ю.Н.Столяров (3), отмечают, что следует принимать во внимание тип библиотеки, так как не во всех случаях цифровые показатели отражают содержание и качество работы, особенно в научных библиотеках. Повседневная практика работы по обслуживанию читателей свидетельствует, что на всех уровнях при оценке работы решающее значение имеют числовые показатели. Даже в таком важном вопросе, как отнесение библиотеки к той или иной категории, они являются определяющими.

Определение оптимальных критериев и показателей в соответствии с типом библиотек принимает особое значение в наши дни. Постановление партии и правительства об ускорении научно-технического прогресса (4) выдвигает большие задачи перед всеми библиотеками, особенно перед научными и научно-техническими. Поэтому правильно оценить уровень эффективности обслуживания читателей, достоверно производить качественный и количественный анализ деятельности библиотеки для последующего совершенствования работы в настоящее время крайне важно.

Научные библиотеки, внедряя прогрессивные формы и методы работы, могут существенно содействовать рациональному использованию научными сотрудниками рабочего времени путем оперативной информации ученых о новейших исследованиях и достижениях.

Фундаментальная библиотека (ФБ) АН ЛатвССР продолжает настойчиво работать над поиском новых форм и методов оперативного обслуживания читателей и приближения к ним книжных фондов. Важное место среди этих форм занимают выставки, организуемые ФБ в учреждениях АН. Во-первых, это еженедельные выставки новых поступлений иностранных периодических изданий, организуемые ФБ в институтах АН. Во время проведения этих выставок в институтах оперативно изготавливаются копии статей, необходимых ученым для научной работы. Кроме того, принимаются заказы на изготовление копий в ФБ после окончания экспозиции в институте. Во-вторых, выставки новейших иностранных книг, приобретенных ФБ по заявкам институтов, в библиотеках институтов. В-третьих, обширные выездные тематические выставки литературы из фондов ФБ, организуемые на рабочих местах ученых. В-четвертых, обзоры библиографической и справочной литературы, сопровождающиеся выставками, или тематические обзоры новейшей литературы, проводимые в институтах АН (проводятся работниками справочно-библиографического отдела), во время которых библиографы отвечают на вопросы, связанные с работой ФБ.

Анализ вышеупомянутых форм работы свидетельствует о том, что качественный уровень обслуживания читателей повысился, но цифровые показатели ФБ - количество посещений, книговыдача и, соответственно, обращаемость фонда, даже число читателей, остались неизменными. Например, каждый экземпляр, выданный для выставки, учитывается в статистических отчетах ФБ как одна книговыдача, хотя на месте экспозиции он используется читателями от 10 до 15 раз.

Особо следует остановиться на использовании читателями копий статей. Отделом обслуживания в течение 3-х месяцев проводился опрос читателей об использовании заказанных ими копий статей из новейших периодических изданий. Опрос показал, что около 80% копий используют в среднем 3 читателя и только 20% копий в момент заказа предназначались лишь для одного читателя. Однако в отчетах об использовании иностранной литературы каждая копия учитывается как одна книговыдача. Выяснилось, что в учреждениях АН литературой с выставок фондов ФБ пользуются и заказывают копии статей среди прочих и те сотрудники АН, которые официально не зарегистрированы читателями ФБ. Обычно это работники институтов и учреждений АН, живущие в пригородах Риги и не занимающиеся постоянной научной работой. Эту категорию "скрытых" читателей ФБ обычно вполне удовлетворяют фонды институтских библиотек и просмотр литературы, привезенной из ФБ на выставки. Возможен также и такой вариант: после завершения выставки библиотекарь институтской библиотеки заказывает необходимую книгу из ФБ по МБА.

Очевиден факт, что при использовании прогрессивных форм работы библиотека должна или вести очень скрупулезный учет действительного использования своих фондов и охвата библиотечным обслуживанием работников АН или давать в отчетах заниженные показатели использования и обращаемости фондов. Оправдывают ли себя такие затраты рабочего времени, если качественную сторону работы не отражают? Вместе с тем, организация обслуживания читателей на их рабочих местах требует от библиотек значительно больших затрат, чем при "пассивном" обслуживании непосредственно в библиотеке. Комплексных исследований системы библиотечного обслуживания работников АН ЛатвССР ФБ не проводила.

Однако результаты исследования "Библиотечно-библиографическое обслуживание научных работников АН ЛатвССР в научных библиотеках г.Риги"(5), проведенного несколько лет тому назад ФБ совместно с другими научными библиотеками г.Риги, показали, что весьма незначительное количество научных работников АН эпизодически удовлетворяют свои запросы в других библиотеках города. Из общего числа научных работников (около 5000 человек) услугами других научных библиотек г.Риги пользовались лишь 165 работников АН, одновременно являющихся также читателями ФБ и активно пользовавшихся ее фондами. Исследование подтвердило, что фундаментальная библиотека и библиотеки ее сети в основном удовлетворяют информационные потребности научных работников АН ЛатвССР; обращение ученых в другие библиотеки отчасти вызвано тем, что необходимый им литературы нет в ФБ. В большинстве случаев определяющими были другие факторы: удобное расположение библиотеки в центре города (Государственная библиотека ЛатвССР им В.Лациса), возможность использования фондов свободного доступа или преподавательская деятельность в вузах (посещение библиотек вузов).

Работа МБА ФБ также частично характеризует выполнение библиотекой своей основной задачи - возможно полного и оперативного удовлетворения информационных потребностей читателей - сотрудников АН, научных работников других научно-исследовательских учреждений и специалистов народного хозяйства республики. Ежегодно в отдел МБА в среднем поступает 4000 читательских запросов, из которых примерно 500 библиограф после проверки находит в фондах ФБ. В течение 1-3 месяцев выполняются примерно 2900 запросов, из них около 400 отправляются непосредственно в библиотеки институтов. Около 300 запросов возвращаются по причине отсутствия запрошенной литературы в фондах библиотек страны. Путем международного абонемента ежегодно удовлетворяются более 20 запросов. Оперативному удовлетворению спроса на литературу по МБА в большой мере препятствует прочно вошедшее в практику работы некоторых библиотек изготовление лишь оплачиваемых копий. Выполнение таких запросов длится от3 до 5 месяцев, но в этом случае уже нельзя говорить ни о какой оперативности. Из своих фондов ФБ по запросам ежегодно высылает более 10000 экз.

Упомянутые факты не претендуют на глубокую оценку работы библиотеки по обслуживанию читателей, т.к. ни в одной научной библиотеке не разработана методика исчерпывающего учета всех запросов читателей, поэтому неизвестно и точное число неудовлетворенных запросов. Однако они подтверждают правильность комплектования фондов библиотек сети АН ЛатвССР и их соответствие интересам читателей.

Для объективной оценки деятельности системы библиотечного обслуживания в целом в сети библиотек АН ЛатвССр необходимо провести комплексный анализ. Методы, предлагаемые ведущими библиотековедами страны, очень трудоемки, но в то же время недостаточно разработаны. В научных библиотеках, где для ведения научных исследований может быть выделено небольшое число работников, ежегодный анализ деятельности библиотеки по предлагаемой методике неприемлем. Для решения этой актуальной проблемы академическим библиотекам, имеющим определенную специфику работы по обслуживанию читателей, следовало бы объединить свои усилия в разработке совместных конкретных предложений.

Список использованной литературы

  1. Карташов Н.С. Критерии и показатели эффективности работы с читателями (постановка вопроса). - Сов. библиотековедение, 1975, N 5, с. 45-61.
  2. Фенелонов Е.А. Об изменении эффективности библиотечной работы. - Сов. библиотековедение, 1985, N 2, с. 35-44.
  3. Столяров Ю.Н. Полнота обслуживания читателей - общий критерий эффективности работы научных библиотек. - Науч. и техн. б-ки СССР, 1973, N 1, с. 3-8.
  4. О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве: Пост. ЦК КПСС и СМ СССР от 18 августа 1983 г. - Правда, 1983, 28 августа.
  5. Индане В. Библиотечно-библиографическое обслуживание научных работников Академии наук Латвийской ССР в научных библиотеках г. Риги. - В кн.: Оптимизация работы по обслуживанию читателей. Сб. науч. тр. М., 1982, с. 24-33.