Информационное обеспечение науки Новые технологии

С.И. Бессонов, Е.Д. Зиновьева,
В.А. Цветкова, А.В. Шапкин

(ВИНИТИ, Москва)

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕФЕРАТИВНЫЕ
ЖУРНАЛЫ ВИНИТИ

ВИНИТИ - один из крупнейших производителей информационных продуктов и услуг на информационном рынке России, СНГ, и других стран. Его продукцию, в первую очередь, Реферативный журнал (РЖ), выписывают почти в 60-ти странах мира. Следует отметить, что даже в эти трудные годы, несмотря на довольно высокие цены, информационные продукты ВИНИТИ не утратили интереса со стороны пользователей. Более того, последние полтора-два года наблюдается стабилизация подписки и продаж информационных продуктов ВИНИТИ на информационном рынке России и стран СНГ, где в явной форме присутствует « отложенный" спрос, связанный с крайне низким финансированием науки, ВУЗов, падением платежеспособности именно той части населения страны (ученые, преподаватели, студенты), которая нуждается в информации, предоставляемой ВИНИТИ. На рынке стран дальнего зарубежья замечен некоторый рост объемов продаж после резкого спада в 1990 г.

С одной стороны, устойчивость положения ВИНИТИ на информационном рынке в значительной мере обеспечивается традиционным печатным Реферативным журналом. С другой стороны, стремительное развитие и внедрение во все сферы жизни компьютеров, телекоммуникационных сетей, в первую очередь, Internet, привело к тому, что появился новый слой потребителей, требующий нового современного сервиса в обслуживании, такого, который может быть достигнут только в электронных продуктах. Печатная форма РЖ стала вызывать значительные нарекания, связанные с неудобством доставки, включая высокие тарифы за услуги почты, недостаточно широким справочным аппаратом, большими площадями под хранилища, высокой стоимостью производства и, соответственно, значительными ценами.

В этих условиях ВИНИТИ занял активную позицию по продвижению своих продуктов и услуг на формирующийся информационный рынок России и СНГ, поиску новых и модификации имеющихся форм обслуживания. В числе таких продуктов наибольшего внимания заслуживает Электронный Реферативный Журнал (ЭРЖ), который сочетает привычные потребителю качества реферативного журнала и обладает новыми возможностями, присущими только электронным продуктам. Следует отметить, что в мире нет больше примеров подобного представления информации, что не говорит об исключительности данного метода, но показывает, что у России есть свои особые формы работы на информационном рынке.

ВИНИТИ предлагает ЭРЖ на дискетах с 1995 г. На первом этапе это был практически полный аналог печатного РЖ, но с поисковым аппаратом. Поиск документа можно производить по ключевым словам, авторам, источникам, а также свободный поиск по всему тексту.

По сравнению с традиционным печатным изданием ЭРЖ приобрел ряд преимуществ:

  • ЭРЖ не связан с традиционными подписными кампаниями, заказ может иметь достаточно глубокую ретроспективу (от трех до пяти и более лет);

  • поисковый аппарат, разработанный в ВИНИТИ, прост в использовании и значительно облегчает работу с журналом;

  • компактность при хранении и транспортировке имеет большое значение, особенно в связи с ростом цен на почтовые перевозки;

  • обеспечена возможность вывести на печать необходимые рефераты, что является одним из наиболее важных параметров, склоняющих подписчика в пользу электронной версии;

  • несколько более низкая цена, чем для печатной версии. В настоящее время цена ЭРЖ составляет 70% от цены печатного издания, а для государственных учебных заведений и институтов Академии наук - 50%.

Накопленный опыт работы с ЭРЖ показал, что для потребителей наибольшие неудобства доставляют:

  • система записи « один журнал - одна дискета» , требует большого количество дискет, что не очень удобно при выполнении больших заказов;

  • порядок оформления заказа, традиционно принятый в ВИНИТИ, требует значительных временных затрат, что осложняет работу с заказчиком;

  • сложности организационно-технологического характера для передачи больших объемов (текста рефератов) по каналам связи.

В настоящее время прорабатывается вопрос об использовании современных форм электронных коммуникаций для передачи информации, что даст возможность получения отдельных РЖ по электронной почте за счет потребителя. Для удобства работы с ЭРЖ в конце полугодия можно объединить все номера в одну базу, что сократит количество дискет и время поиска рефератов. Использование CD-ROM дает возможность сократить количество дискет в случае большого заказа.

ЭРЖ по желанию пользователя предоставляется как для работы в DOS, так и WINDOWS.

Состояние работы по распространению ЭРЖ на дискетах за период 1995-1997 год характеризуется данными, приведенными в следующей таблице.

 

1995 год

1996 год

1997 год

(по состоянию на 10/08)

Количество подписчиков

12

34

38

Объем подписки (кол-во выпусков)

81

229

680

Цена подписки (тыс. руб.)

28.314

76.000

373.875

Среди потребителей ЭРЖ можно выделить следующие категории:

  • научно-технические библиотеки в городах России и ближнего зарубежья (Рязанская областная библиотека, Библиотека Дальневосточного отделения РАН, Литовская техническая библиотека);

  • библиотеки при научно-исследовательских институтах (Азовский НИИ Рыбного Хозяйства, Литовский институт земледелия);

  • коммерческие организации (АО « Метротекс" и др.)

Для пользователей большой интерес представляет возможность получения ретрофонда. Например, Центральная клиническая больница получила ЭРЖ с 1990 года.

Следует отметить, что практически все организации, начавшие использовать ЭРЖ в 1995 году, продолжают работать с ним и в 1996 и в 1997 годах.

Часто возникает вопрос о том, заменит ли электронный продукт печатную версию? Опыт ВИНИТИ по распространению Реферативного журнала в печатной и электронной формах (аналогичных по содержанию) показывает, что рынок электронных продуктов в России и СНГ еще только формируется. Сегодня еще рано говорить не только о замене одной формы на другую, но даже о какой-либо их конкуренции между собой. При этом следует иметь в виду, что на зарубежном информационном рынке печатные информационные продукты не изжили себя и сосуществуют вместе со своими современными формами и видами. Примерами являются издания реферативных журналов в печатной форме такими службами как CAS, BIOSIS, INIS, INSPEC и т.д. По-видимому, производители информационных продуктов и услуг должны учесть, что стремительно формируется новый слой потребителей (потребители электронных продуктов), и при формировании своей маркетинговой стратегии учитывать интересы сторонников и классических форм, и современных. Только в этом случае можно сохранить свою нишу на существующем информационном рынке и завоевать место на формирующемся рынке электронных продуктов.

Говоря об электронной форме Реферативного журнала ВИНИТИ, нельзя не затронуть базы данных ВИНИТИ. Они распространяются сегодня в стандартной номенклатуре (около 250 выпусков баз данных), а также доступны в телекоммуникационном режиме. Здесь наблюдается тенденция увеличения числа абонентов, пользующихся телекоммуникационным режимом, особенно с подключением к сетям Relcom и Internet. Это можно объяснить тем, что сегодня формирование баз данных, включая закупку, поддержку и ведение требуют значительных ресурсов. На этом фоне работа в телекоммуникационном режиме более привлекательна, удобна, экономически выгодна.

Все сведения об информационных продуктах ВИНИТИ приведены на WWW-сервере: http://viniti.msk.su.