Информационное обеспечение науки Новые технологии

А.В. Глушановский, Н.Е. Калёнов

(БЕН РАН, Москва)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В БЕН РАН

ВВЕДЕНИЕ

Современная ситуация в области информационно-библиотечного обеспечения ученых России характеризуется: с одной стороны, резко уменьшающимися возможностями финансирования (при возрастающих мировых информационных потоках), с другой - ускоренным развитием компьютерных информационных сетей (включая мировую сеть INTERNET), возрастанием потока информации, предоставляемой с помощью этих сетей (в том числе информации, существующей только в электронной форме). В связи с этим, наряду с сохранением в качестве основного направления комплектования сети БЕН РАН информацией на традиционных носителях (в пределах имеющихся финансовых возможностей), система информационно-библиотечного обеспечения должна шире использовать информацию на машиночитаемых носителях (дискеты, компакт-диски), а также информацию, доступную по сети INTERNET.

При решении вопроса о соотношении информации, существующей как на традиционных носителях, так и в электронной форме, следует руководствоваться соображениями сравнительной финансовой эффективности приобретения той или иной версии. Однако в настоящее время производится все больше информации, доступной только в электронной форме (библиографические, реферативные, полнотекстовые, фактографические базы данных, электронные журналы, телеконференции INTERNET и т.п.), при этом относительная её доля в мировом информационном потоке быстро нарастает. В связи с этим одним из основных направлений развития БЕН РАН должно стать максимальное (в пределах имеющихся финансовых и технических возможностей) использование электронных форм информационного обслуживания с целью предоставления пользователям мировой научной информации в полном объёме.

Следует также учитывать, что в условиях крайне недостаточного финансирования библиотечной деятельности в масштабах страны (что приводит к невозможности полно и оперативно предоставлять читателям интересующие их первоисточники не только в системе библиотек РАН, но и в центральных библиотеках России) существенно возрастает роль оперативного предоставления пользователям библиографической и реферативной информации, полученной в электронной форме с использованием сетей передачи данных. Предоставление такой информации (которая в ряде случаев опережает выход традиционных изданий) обеспечивает возможность последующего установления прямой связи (с использованием электронной или традиционной почты) между российскими учеными и их зарубежными коллегами с целью получения копий интересующих статей. Существенным ресурсом восполнения недостаточного информирования ученых может быть использование ими электронных телеконференций сети INTERNET (а также участие в них).

При изложении концепции развития БЕН РАН как информационно-библиотечного центра целесообразно выделить четыре составляющие, характеризующие его деятельность: предоставление первоисточников; предоставление вторичной информации; внутренняя технология, обеспечивающая выполнение первых двух функций; генерация собственных информационных ресурсов.

Рассмотрим каждую из перечисленных составляющих.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ

Первоисточники (полные тексты научных материалов) были и останутся впредь основой информационного обеспечения любого ученого.

Развитие системы предоставления первоисточников должно осуществляться в следующих направлениях:

Совершенствование комплектования централизованной библиотечной системы (ЦБС) БЕН РАН путем разработки автоматизированных систем формирования оптимального заказа на издания с учетом тематических планов комплектования (ТПК) входящих в ЦБС библиотек, данных о спросе по всем каналам обслуживания, экспертных оценок информационной ценности тех или иных первоисточников.

Анализ возможностей использования электронных публикаций, доступных в сети INTERNET и распространяемых на машинных носителях; приобретение таких публикаций или прав доступа к ним и создание условий для работы с ними читателям ЦБС.

Автоматизация процессов обслуживания читателей ЦБ, повышающая комфортность и оперативность предоставления первоисточников читателям и включающая возможность заказа литературы непосредственно в процессе работы с электронным каталогом, выдачу сообщений об отказах непосредственно в момент заказа литературы, распечатку требований в отделе фондов, накопление информации о спросе на издания.

Развитие системы МБА с использованием сетей передачи данных и возможностью заказа изданий непосредственно из режима удаленной работы с каталогами БЕН, доступными в сетевом режиме. Эта работа предполагает разработку специального программного обеспечения, проверяющего статус заказчика, наличие предоплаты для абонентов, работающих с БЕН на договорных условиях и т.п.

Использование в интересах МБА сети INTERNET для поиска литературы в каталогах других библиотек с последующим заказом копий по электронной почте или непосредственно в режиме online.

Организация системы копирования материалов в электронной форме (путем сканирования) для последующей рассылки абонентам по электронной почте. Эта работа (учитывая зарубежный опыт) является достаточно перспективной, поскольку повышает оперативность обслуживания и существенно снижает финансовые затраты на пересылку материалов и ей предполагается уделить значительное внимание.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Под информационным обслуживанием традиционно понимается оперативное обеспечение ученых вторичной (реферативной, библиографической) информацией о публикациях, а также фактографической информацией. В этой области могут быть наилучшим образом использованы современные электронные формы поиска, доставки и предоставления информации с использованием компьютерных сетей и различных видов носителей.

Одним из основных направлений этой составляющей библиотечно-информационной деятельности БЕН РАН является использование локальных библиографических и реферативных баз данных в электронной форме (дискеты, компакт-диски) для текущего (в режиме ИРИ) обслуживания институтов РАН, а также ретроспективного обслуживания ученых по разовым запросам. На данный момент предпочтение отдается политематическим базам данных в области естественных наук и смежных с ними областей знаний. В связи с этим предполагается продолжить приобретение и использование БД "Science Citation Index" и "Current Contents". Одновременно будет вестись поиск и анализ аналогичных политематических зарубежных и отечественных БД, руководствуясь критериями оперативности, полноты отражения информации (в первую очередь - зарубежной), а также стоимости.

Развитие системы информационного обслуживания по имеющимся в БЕН базам данных будет осуществляться в направлении развития системы приема запросов и отправки результатов поиска по электронной почте, что позволит охватить системой удаленных пользователей, лишенных в настоящее время возможности использования ресурсов БЕН.

Для развития этого направления в БЕН РАН предполагается существенная модернизация технических средств доступа к CD-ROM с целью расширения их возможностей, включая приобретение комплекса, обеспечивающего работу локальной CD-ROM сети, включающей 8-10 рабочих мест и поддерживающей одновременный доступ к 16-24 дискам.

Однако наиболее перспективным, с учетом современных тенденций развития мировой информационной инфраструктуры, является направление, связанное с использованием возможностей сети INTERNET для информационного обеспечения ученых РАН.

В этой области выделяются следующие основные задачи:

РАЗВИТИЕ ВНУТРИБИБЛИОТЕЧНОЙ
ТЕХНОЛОГИИ

Развитие внутрибиблиотечной технологии, без которого, в конечном счете, невозможна реализация полноценной системы обслуживания, связывается с широким внедрением компьютеров в практику работы ЦБС БЕН, совершенствованием сетевого взаимодействия между центральной библиотекой (ЦБ) и библиотеками сети, использованием возможностей INTERNET для доступа к отечественным и мировым библиотечным ресурсам, а также с кооперацией в обработке литературы, предусмотренной созданием Российского центра кооперативной каталогизации.

Существенной проблемой является поддержка актуальной и достоверной версии сводного электронного каталога в условиях роста количества децентрализованных поступлений. Организация технологии добавления информации о децентрализованных поступлениях в сводный электронный каталог является первоочередной задачей.

Переход на электронную обработку всего потока изданий, реализованный в автоматизированной системе БЕН РАН, создает предпосылки для сокращения количества традиционных каталогов, что является одной из актуальных задач, однако ее решение требует повышения надежности функционирования локальной вычислительной сети Библиотеки.

Для задач развития внутрибиблиотечной технологии предполагается использовать также возможности INTERNET в следующих направлениях:

  • поиск и накопление сведений о библиотечной информации, имеющейся в сети INTERNET (издательская информация, каталоги библиотек, информация OCLC) и ее использование в работе отделов БЕН РАН (анализ предложений книжного рынка, каталогизация, систематизация, МБА);
  • использование электронной почты в рамках сети INTERNET для работы отделов БЕН РАН.

Трудности комплексного развития ЦБС БЕН РАН связаны с отсутствием техники в библиотеках сети. Это существенно затрудняет развитие системы информационно-библиотечного обеспечения ученых и усложняет технологическое взаимодействие внутри ЦБС. Разработанное в БЕН программное обеспечение позволяет перейти на унифицированную систему ведения баз данных трудов сотрудников РАН, локальных каталогов, существенно упростить библиотечные процессы, как в ЦБ, так и в библиотеках сети. Однако для решения этой задачи необходимо целевое финансирование приобретения техники для библиотек НИИ РАН, оцениваемое (для московского региона) в 300-350 тысяч долларов.

СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Основными информационными ресурсами БЕН РАН являются сводные каталоги. Развитие электронных каталогов осуществляется в трех направлениях:

Совершенствование программного обеспечения в направлении создания максимальных возможностей для поиска информации (в т.ч. путем создания внутрисистемных таблиц перехода с естественного языка на классификацию УДК, с помощью которой индексируется литература);

Предоставление доступа к каталогам БЕН через сеть INTERNET. Для решения этой задачи осуществляется разработка принципиально нового программного обеспечения и предполагается организация круглосуточной работы сервера БЕН РАН.

Постепенный перевод в электронную форму ретроспективной информации о фондах ЦБС. Эта проблема представляется достаточно сложной, однако международный опыт показывает необходимость ее решения, и она рассматривается как одна из последующих задач.

В области создания различных собственных баз данных имеется также ряд перспективных задач, которые могли бы быть решены при наличии специального их финансирования.

Так БЕН РАН, имея тесную связь с библиотеками НИИ РАН, могла бы создать на основе картотек (а в ряде библиотек - баз данных) трудов сотрудников НИИ РАН объединенную базу данных трудов сотрудников РАН, которая представляла бы значительный интерес и могла бы формироваться и распространяться на CD-ROM. Программное обеспечение для децентрализованной подготовки такой базы и слияния полученной информации разработано специалистами БЕН РАН по гранту РФФИ и испытано в ряде НИИ РАН и других ведомств.

Имея сведения о читателях библиотек сети (в настоящее время в базе данных, сформированной в БЕН РАН, содержится около 20 000 записей) и объединив их с информацией о публикациях (см. выше), БЕН РАН могла бы создать базу данных "Who is who in Russian science", распространяемую на CD-ROM в двуязычном (русском и английском) вариантах.

ЦБС БЕН располагает уникальным фондом редкой научной книги. Представляется целесообразным создать соответствующую базу данных, которая бы содержала не только библиографию, но и изображения отдельных фрагментов изданий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время БЕН РАН приступила к поэтапной реализации изложенной концепции развития своей информационно - библиотечной системы. В 1997 году в значительной мере обновлена техническая база ЦБ, введен в действие класс доступа к INTERNET, начат эксперимент по обмену электронными копиями публикаций с зарубежными партнерами, внедрена электронная почта в технологию работы отделов комплектования и МБА, ведется модернизация программного обеспечения и т.д.

Более подробная информация об отдельных направлениях развития системы приведена в специальных материалах сотрудников БЕН РАН, приведенных в настоящем сборнике.